Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/4fb/34b71/4fb34b71.shtml

Бондарчук Сергей Федорович
(25-сен-1920 -- 20-окт-1994)

       Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области. В 1938-1941 годах учился в Ростовском театральном училище. В 1941-1942 годах служил актером в Театре Красной армии в городе Грозном. В 1948 году окончил актерский факультет ВГИКа в Москве.
       Свою звездную карьеру корифей советского кинематографа начинал, ночуя на столе директора киностудии им. Горького. Провинциальному мальчику негде было жить в Москве. Мастером его вгиковского класса был Сергей Герасимов, и дипломной работой Бондарчука стала роль Валько в фильме Герасимова "Молодая гвардия" (1948). Первые награды он получил, еще будучи актером - сказалась колоритная фактура. Фильмы режиссеров Самсона Самсонова ("Попрыгунья", 1955) и Сергея Юткевича ("Отелло", 1955) с участием Бондарчука принесли ему известность, а создателям картин - призы в Венеции и Канне.
       Бондарчук всегда бил в десятку. Он снялся в главной роли в фильме "Тарас Шевченко" в 1952 году и получил премию на МКФ в Карловых Варах. На родине он так понравился товарищу Сталину, что тот назвал его "истинно народным артистом". Наутро после правительственного просмотра Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания.
       Удачей Бондарчука стало то, что он сразу нашел свою тему. Утвердившись как мастер советского кино, Бондарчук уверенно обратился к эпическому жанру. Великая отечественная война глубоко потрясла его. Всю свою жизнь он фактурно лепил образ сильного одухотворенного советского человека - солдата, защитника Родины. Судьба целого народа и драма отдельного человека выписаны с равной силой в его шедеврах.
       Сергей Бондарчук - художник с размашистым почерком. Он не захотел ограничиться рамками актерской профессии. Его режиссерский дебют - фильм "Судьба человека" (1959) по рассказу М. Шолохова. Он сам сыграл в фильме главную роль (впоследствии он не раз играл в собственных фильмах). Дебют принес Бондарчуку Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля.
       Три года (1965-1967) Бондарчук снимал свой главный фильм - "Войну и мир". Режиссер не упустил из романа почти ничего - и снял фильм эпохальный. В нем занят весь цвет советского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Жена Бондарчука Ирина Скобцева сыграла Элен Безухову. Это забавно, если учесть, что Пьера играет сам Бондарчук.
       Фильм точно воспроизводит все эпизоды романа - и военные, и мирные. Но в центре монументального полотна Бондарчука - Бородинская битва. Спустя годы Бондарчук будет вслух мечтать о том, чтобы снять тихий, камерный фильм. "Двое героев сидят в комнате, о чем-то говорят..." Услышав эти рассуждения, Никита Михалков тут же добавил: "А за окном проходит танковая дивизия!"
       Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены советского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге соорудили Семеновскую деревню и укрепления. На сам "бой" израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. В 1967 году к ногам Бондарчука вместе с французской армией было повержено жюри американской киноакадемии - он получил Оскара.
       После "Войны и мира" Сергей Бондарчук продолжал сниматься в кино. Он сыграл Астрова в "Дяде Ване" (1970), отца Сергия в одноименном фильме (1978), кардинала Монтанелли в картине "Овод" (1980).
       В 1975 году он снимает фильм "Они сражались за Родину" по повести М. Шолохова. Это один из самых пронзительных и откровенных фильмов о войне. Великих русских солдат в нем сыграли великие русские актеры - сам Бондарчук, Бурков, Тихонов, Никулин. Последнюю свою роль, даже не до конца им озвученную, сыграл в этом фильме Василий Шукшин.
       Тяга к созданию эпопей сыграла с Сергеем Бондарчуком в конце жизни злую шутку. Он стал первой российской жертвой продюсерского кинематографа. В начале 1990-ых годов Бондарчук заключил с одной итальянской фирмой контракт на совместную русско-итальянскую экранизацию романа Шолохова "Тихий Дон". К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и собрался приступать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просит денег на завершение фильма, а итальянцы за его спиной уже ведут переговоры - чуть ли не со всем миром - о прокате якобы готовой картины русского режиссера. В октябре 1994 года обескураженный Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы разрешить недоразумение, но не успел; 20 октября 1994 года он умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний фильма, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя.





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/4fb/34b71/4fb34b71.shtml