Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/5e9/ca435/5e9ca435.shtml

Балабанов Алексей Октябринович
(род. 25-фев-1959)

       Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959г.
       Свердловчанин, наверняка подумывавший о завоевании Москвы и позже завоевавший Питер, он в каждом своем игровом фильме - а их у него уже шесть - прокручивает один и тот же сюжет. Это сюжет о чужаке, который попадает в незнакомое, часто враждебное пространство и пытается выстроить с ним отношения. В дебютных "Счастливых днях" (1991) по мотивам Сэмюэля Беккета лупоглазый человечек неприкаянно бродил по мертвому городу теней. В "Замке" (1994), вольной экранизации незавершенного романа Франца Кафки (режиссер вместе со своим соавтором Сергеем Сельяновым дописал ненаписанный Кафкой финал), землемер враждовал с выморочным миром монстров и упырей. Мужичок из новеллы "Трофимъ" (к/а "Прибытие поезда", 1995), порешив родного брата, бежал за собственной гибелью в Петербург. Туда же без малого сто лет спустя делал ноги из захудалого городка дембель Данила, герой "Брата" (1997). В фильме "Про уродов и людей" (1998) балабановский сюжет был вывернут наизнанку: на этот раз миражный мир не агрессивен, а покорен и безволен, и злокозненные пришельцы разрушают покой благородных семейств, совращая неопытных и развращая невинных.
       Прежде чем оказаться на Высших режиссерских курсах в экзотической, единственный раз набранной экспериментальной мастерской "Авторское кино", а потом, уже в Питере, дебютировать в мастерской первого фильма под началом Алексея Германа, он окончил переводческий факультет Горьковского пединститута. Тогда же из космополита, влюбленного во все западное, он, по собственным словам, превратился в буржуененавистника. Это его сильное чувство сдержанно проявилось в первом "Брате", а уж в сиквеле "Брат-2" (2000) автор дал своему чувству волю: там Данила-киллер добрался до Чикаго и поставил на уши Мекку американского криминалитета.
       Любительское кино Алексей Балабанов начал снимать еще в Свердловске, где работал ассистентом режиссера на местной киностудии. Сам он называет те ранние фильмы рок-н-ролльными. Не только по авторскому мироощущению, но еще и потому, что в них он неизменно занимал своих друзей из "Наутилуса", "Чайфа", "Урфина Джюса". А про Настю Полеву и Егора Белкина сделал фильм "Настя и Егор" (1989). Дружба с Вячеславом Бутусовым (режиссер утверждает, что "Ален Делон" был впервые записан у него на кухне) аукнулась через много лет, когда Балабанов попросил его написать музыку к "Брату". Тот согласился, и саунд-трек стал одной из важнейших составляющих сюжета.
       "Брат" явился для всех полной неожиданностью - такого кино от Балабанова, начинавшего с эстетских экранизаций Беккета и Кафки, никто не ожидал (хотя это и не было в чистом виде попсовое кино - сквозь его ткань просвечивала арт-подкладка). Кроме всего прочего, "Брат" вызвал скандал в либеральном сообществе - виной всему высказывания самого Балабанова, который со страниц питерской газеты "Pulse" не постеснялся заявить, что в русской провинции "черных" и евреев не жалуют.
       Еще больший скандал вызвал следующий фильм "Про уродов и людей", действие которого закручивалось вокруг изготовления порнографических карточек, а среди героев фигурировали слепая дама, садомазохист и юные сиамские близнецы. Свой художественный метод Балабанов определил как "патологический реализм": в этом мире женщинам приносит сексуальное удовлетворение публичная порка (несколько откровенных сцен), мужчины спаивают и растлевают сиамских близнецов (их Балабанов отважно раздел в кадре), однако парадокс изысканного по изображению фильма в том, что он - о любви. Немыслимой, невозможной и страстной.
       Картина получила общенациональную кинематографическую премию "Ника" (1999), однако с трудом пробила себе дорогу на телевидение. Точно так же, как и "Брат", финансировать который ОРТ, например, отказалось наотрез из-за неполиткорректности замысла. По той же причине возникли сложности и с поиском денег на "Брата-2". Как бы то ни было, средства на приключения Данилы в Штатах нашлись, фильм снимали в Москве, Нью-Йорке и Чикаго.

Фильмография:

  • 1989 - "Настя и Егор" (документальный)
  • 1990 - "О воздушном летании в России" (документальный)
  • 1991 - "Счастливые дни"
  • 1994 - "Замок"
  • 1995 - "Трофимъ"
  • 1997 - "Брат"
  • 1998 - "Про уродов и людей"
  • 2000 - "Брат-2"





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/5e9/ca435/5e9ca435.shtml