Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APK2002/apk003.shtml

Арбитражный процессуальный кодекс РФ [2002г], Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах
       1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
       2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
       3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.
       4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее — рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Комм. Шерстюка В.М., Юкова М.К.

       1. В ст.3 АПК даны ответы на вопросы о том, кто компетентен принимать законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах, какие нормативные акты являются источниками арбитражного процессуального права, как действуют арбитражные процессуальные законы во времени и пространстве.
       В соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ судоустройство и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российски Федерации. Следовательно, ни органы субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе принимать законы, другие нормативные акты, регулирующие порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации. Подобные нормативные акты применению не подлежат, а решения, вынесенные в соответствии с ними, отменяются, как постановленные с нарушением арбитражного процессуального законодательства.
       2. В ч.2 ст.3 АПК перечислены источники арбитражного процессуального права.
       Особое место среди них занимает Конституция РФ. В ней содержатся не только нормы, закрепляющие полномочия Российской Федерации в принятии арбитражного процессуального законодательства, но и принципы арбитражного судопроизводства: равенства организаций и граждан перед законом и судом (ст.19); осуществление правосудия только арбитражным судом по экономическим и иным спорам, отнесенным законом к его ведению (ст.118), независимость судей и подчинение их только закону (ст.20), гласность (ст.123), состязательность (ст.123), процессуальное равноправие сторон (ст.123), назначаемость судей арбитражных судов (ст.128) и др.
       В Конституции РФ закреплены и многие другие нормы, имеющие непосредственное отношение к арбитражному процессу.
       Так, в ст.46 записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
       Согласно п.1 ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
       В соответствии со ст.50 при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
       В силу ст.51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
       Судопроизводство в арбитражных судах регламентируется и нормами, содержащимися в ФКЗ "Об арбитражных судах...". Данный Закон устанавливает, в частности, систему арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, обязательность судебных актов, полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов всех уровней и др.
       Источником арбитражного процессуального права является также ФКЗ "О судебной системе", который внес ряд новых положений в арбитражное судопроизводство.
       Во-первых, с принятием указанного Закона расширился круг источников арбитражного процессуального права.
       Во-вторых, осуществлять правосудие в арбитражных судах теперь могут не только судьи, но и арбитражные заседатели, привлекаемые к этой деятельности в установленном законом порядке (ст.1 ФКЗ "О судебной системе").
       В-третьих, по-новому изложен вопрос об обязательности судебных постановлений, В соответствии со ст.6 Закона вступившие в силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
       Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
       Таким образом, в Законе этот вопрос решен в широком плане — обязательными для всех являются не только судебные акты (решения, определения, постановления), но и законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения арбитражного суда.
       К источникам арбитражного процессуального права следует отнести и ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15 декабря 2001г.) Он, в частности, устанавливает: требования, предъявляемые к судье, порядок наделения судей полномочиями, порядок наделения полномочиями и прекращение полномочий председателей и заместителей председателей судов, гарантии независимости судей, сроки полномочий судьи, дисциплинарную ответственность судей и др.
       Федеральный закон "Об арбитражных заседателях" содержит правовые нормы, определяющие, кто может быть арбитражнйм заседателем в арбитражном суде, регулирует порядок их привлечения к рассмотрению дела, устанавливает требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, порядок формирований и утверждения списков арбитражных заседателей, срок их полномочий, приостановление и прекращение полномочий, гарантии независимости и др.
       Арбитражный процессуальный кодекс — нормативный акт, детально регулирующий порядок судопроизводства по экономическим спорам и иным делам, отнесенным законом к ведению арбитражного суда. Кодекс регламентирует деятельность как суда, так и других лиц во всех стадиях арбитражного процесса — до исполнительного производства.
       Источником арбитражного процессуального права являются ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24 июля 2002г. и другие федеральные законы, которые содержат арбитражные процессуальные нормы и вносят в АПК какие-либо изменения и дополнения.
       Нормы федеральных законов не должны противоречить ни Конституции РФ, ни ФКЗ "Об арбитражных судах..." В противном случае применяют нормы Конституции или ФКЗ "Об арбитражных судах...".
       3. Арбитражные процессуальные нормы содержатся не только в АПК, ФКЗ "Об арбитражных судах...", Конституции РФ, но и во многих материально-правовых нормативных актах — в Гражданском кодексе РФ, в Законе о приватизации и др. В ч.2 ст.3 АПК РФ говорится, что такие нормы должны соответствовать нормам АПК, ФКЗ "Об арбитражных судах", Конституции РФ. Следовательно, в случае противоречия арбитражных процессуальных норм, закрепленных в материально-правовых нормативных актах, установлениям Конституции, ФКЗ "Об арбитражных судах..." и АПК приоритет имеют правовые нормы последних основополагающих актов.
       Например, согласно п.3 ст.51 ФЗ "О рынке ценных бумаг" в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, Федеральная комиссия направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Правовые нормы аналогичного содержания закреплены и в п.6 и 7 ст.51 этого Закона. Между тем согласно действующему процессуальному законодательству материалы проверки, проведенной органом исполнительной власти, не явлются средством возбуждения гражданского дела ни в арбитражном суде, ни в суде общей юрисдикции. Поэтому приведенные нами процессуальные правовые нормы, закрепленные в ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут применяться арбитражным судом.
       Кроме изложенного, можно сослаться и на п.1 ст.29 ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997г. (в ред. от 23 июля 1999г.), согласно которому в случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась с нарушением положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также условий договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества, Правительство Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры Российской Федерации вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц.
       По смыслу данной правовой нормы получается, что перечень лиц, имеющих право предъявить в арбитражный суд, например, иск о признании недействительными сделок о приватизации, является исчерпывающим.
       А как быть, если с таким иском (или с другим предусмотренным в п.1 ст.29 Закона требованием) в арбитражный суд обращается лицо, считающее себя собственником приватизированного имущества, либо иное лицо, полагающее, что сделка приватизации нарушает его субъективное гражданское право?
       Из содержания п.1 ст.29 Закона следует, что эти лица не имеют права на обращение в суд с иском о защите своих нарушенных прав. Однако это не соответствует ст.4 АПК, где записано, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
       Следовательно, иск о признании недействительными сделок приватизации должен быть принят арбитражным судом не только от лиц, перечисленных в п.1 ст.29 Закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", но и от иных заинтересованных лиц.
       Как и в других отраслях права, АПК закрепляет приоритет норм, установленных международным договором Российской Федерации, перед "внутренним" процессуальным законода тельством.
       4. Правило, содержащееся в ч.4 ст.3 АПК, определяет пределы действия арбитражных процессуальных норм во времени: судопроизводство ведется по законам, действующим во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения.
       Следовательно, если производство по делу возникло до вступления в силу нового АПК или иного закона, регулирующего порядок судопроизводства в арбитражном суде, то суд при рассмотрении дела или проведении отдельных процессуальных действий обязан применять новый закон действующий на этот момент независимо от того, когда было возбуждено данное дело — до или после вступления его в силу.
       Арбитражный процессуальный кодекс является федеральным законом. Порядок вступления в силу таких законов определяется Федеральным законом от 14 июня 1994г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Согласно ст.6 этого Закона перечисленные законодательные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если в них самих не установлен другой порядок.
       Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации (ст.4 Закона).
       5. Постановления Конституционного Суда РФ тоже могут быть источниками арбитражного процессуального права. В письме от 25 августа 1995г., №СЗ-7/ОЗ—614 "О Конституционном Суде Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил арбитражным судам, что акты или отдельные их положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие или применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных Конституционным Судом РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
       Признание Конституционным Судом нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконслшуционньм, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
       Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений {Вестник ВАС РФ. 1994. №11}.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Начало раздела
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APK2002/apk003.shtml