Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APK2002/apk005.shtml

Арбитражный процессуальный кодекс РФ [2002г], Статья 5. Независимость судей арбитражных судов

Статья 5. Независимость судей арбитражных судов
       1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
       2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.
       3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Комм. Шерстюка В.М., Юкова М.К.

1. Статья 5 Кодекса дополняет и конкретизирует положения ст.20 Конституции применительно к арбитражному судопроизводству. Введенное в ст.5 указание "при осуществлении правосудия" вовсе не означает, будто судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только закону лишь при рассмотрении и разрешении ими спора, т.е. в то время, когда они участвуют в судебном заседании, а до заседания и после него этот принцип не действует. Закрепление в этой статье слов "при осуществлении правосудия" преследовало лишь одну цель — четко определить сферу действия принципа независимости судей. Он действует только при исполнений судьями арбитражных судов своих служебных, судейских обязанностей и не функционирует вне этой сферы.
       Уточнен субъектный состав, подпадающий под действие этого принципа в арбитражном процессе. В ст.5 действующего АПК речь идет только о независимости судей, а не судей и арбитражного суда, как это было в свое время записано в ст.6 АПК 1992г. Такое уточнение соответствует ст.120 Конституции и ФКЗ "О статусе судей".
       Независимость судей арбитражного суда и подчинение их только закону при осуществлении правосудия — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей арбитражного суда — не самоцель, а средство, непременное условие для правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений. Она означает, что судьи арбитражного суда при рассмотрении и разрешении спора никому, кроме закона, подчиняться не должны. С другой — подчиненность судей только закону и обеспечивает их независимость.
       Данная правовая норма адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность. Нарушение закона влечет за собой установленную ответственность.
       Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях арбитражного процесса и обязателен для судей всех арбитражных судов. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дела), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими в единой системе арбитражных судов, в отношениях суда с другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.
       Реализация этого принципа обеспечивается различными гарантиями.
       2. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются федеральными законами. Среди них важное значение имеет ФКЗ "О статусе судей". В соответствии со ст.9 этого Закона независимость судьи обеспечивается: предусмотренной Законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судей; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
       Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяются на всех судей арбитражных судов и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации.
       В силу ст.10 ФКЗ "О статусе судей" всякое вмешательство в деятельность судьи по существлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязандавать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
       В ст.13 и 14 ФКЗ "О статусе судей" даны исчерпывающие перечни оснований приостановления и прекращения полномочий судьи. Судья, полномочия которого прекращены, вправе обжаловать решение квалификационной коллегии в Верховный Суд РФ.
       Независимость судьи гарантирована и его неприкосновенностью. Неприкосновенность судьи распространяется не только на его личность, но и на жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы. Судья не может быть привлечен к ответственности, в том числе за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновное в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором России или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ст.16 Закона).
       Некоторые нормы ФКЗ "О статусе судей" адресованы непосредственно им и являются обязывающими или запрещающими.
       В ст.3 данного Закона записано, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию, другие законы. При исполнении своих полномочий а также во внеслужебных отнощениях он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости, беспристрастности. Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать должность судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
       Среди прочих гарантий (политических, экономических) видное место занимают и правовые, а среди последних — должны занимать арбитражные процессуальные гарантии. В этом плане следует приветствовать новые положения действующего АПК, имеющие ярко выраженную направленность на укрепление таких гарантий;
       Прежде всего следует обратить внимание на последнюю часть ст.5 Кодекса, в которой теперь указано, что гарантии независимости судей устанавливаются не только федеральным законом (как это было записано в АПК 1995г.), но и Конституцией РФ. Такая подвижка весьма весома и открывает новые возможности для работы в указанном выше направлении.
       Другие арбитражные процессуальные гарантии значимы и эффективны.
       Среди них можно выделить положения, сформулированные в ст.18 АПК РФ, посвященной формированию судебного состава для рассмотрения конкретного дела.
       В свете укрепления гарантий реализации принципа независимости судей и подчинения их только закону этот вопрос в настоящих условиям весьма актуален. Дело в том, что специфика гарантий независимости судей обусловлена спецификой отношений, в которых эта независимость должна проявляться. В отношениях суда и органов исполнительной, представительной власти — одни, в отношениях арбитражного суда с участиками арбитражного процесса — другие, в отношениях между вышестоящими и нижестоящими судами, между должностными лицами суда и судьями, между судьями одного судебного состава — третьи и т.д.
       Проблемам специфики гарантий независимости судей в отношениях последней группы не уделяются должного внимания. Между тем они требуют пристального внимания. Именно здесь и видна актуальность проблемы формирования состава суда для конкретных дел. Согласно ст.18 Кодекса состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом загрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства дела. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Замена суда или одного из судей возможна в случае, установленном настоящим Кодексом.
       Правила, впервые изложенные здесь, достойны внимания, — это шаг вперед в деле укрепления гарантий независимости судей в их отношениях с должностными лицами суда и должностными лицами вышестоящих судов.
       Реализацию принципа независимости судей гарантируют и все другие принципы, закрепленные в арбитражном процессуальном праве. Поскольку Кодекс обогатил и развил содержание многих принципов отрасли права, то это не могло не повлиять и на гарантии реализации названного принципа (как в направлении укрепления, так и в направлении их ослабления).
       Существенно укрепляет гарантии принципа независимости судей и ст.167 АПК, посвященная тайне их совещания.Она вынесена в гл.20 Кодекса, но ее действие не ограничивается судом первой инстанции.
       Особого внимания заслуживает новая правовая норма, закрепленная в ч.3-4 ст.5 АПК. В ней говорится, что в помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещается доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с составом суда. Судья арбитражного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входящих в состав суда, и иным образом раскрывать тайну совещания судей.
       Укрепление гарантий независимости судей в арбитражном судопроизводстве достигается и за счет введения определенного ограничения прав участвующих в деле лиц на обжалование определений арбитражного суда. В целях обеспечения независимости судей при осуществлении ими правосудия по экономическим спорам законодатель установил правила, согласно которым большинство определений, которые суд первой инстанции выносит в ходе судебного разбирательства, не подлежат апелляционному и кассационному обжалованиям отдельно от решения или постановления и могут быть проверены в апелляционном и кассационном порядке лишь одновременно и в связи с проверкой решения или постановления. Тем самым исключается текущий контроль со стороны вышестоящих судебных инстанций за ходом рассмотрения дела судом первой инстанции и, следовательно, вмешательство в осуществление им своих дискреционных полномочий, включающих выводы о фактических обстоятельствах дела, оценке доказательств, квалификации спорного правоотношения и т.д.
       Однако возможность судебной проверки законности и обоснованности промежуточных действий и решений суда при этом не устраняется — она лишь переносится на более поздний срок и осуществляется после вынесения решения, постановления.
       Как верно указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998г. №20-П "О проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовного-процессуального кодекса РСФСР", ст.46 (ч.2) Конституции РФ, гарантируя каждому право на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, не определяет конкретные процедуры и сроки реализации этого права. Поэтому сама по себе отсрочка в рассмотрении жалоб на решения и действия суда не является недопустимой. Это относится, в частности, к проверке решений суда, обеспечивающих исследование в судебном заседании всех обстоятельств дела, в том числе принимаемых в связи с заявленными в судебном заседании ходатайствами об исследовании дополнительных доказательств.
       Независимость судей, призванная обеспечивать в правосудии права и свободы личности, приоритет которых закреплен Конституцией РФ, не затрагивается пересмотром принятых до вынесения приговора промежуточных судебных решений, которые не находятся в прямой связи с его содержанием, включающим выводы о фактических обстоятельствах дела, оценке доказательств, квалификации деяния, наказании осужденного и т.д. {Вестник постановлений Конституционного Суда РФ. 1998. №5.}
       Независимость судей в арбитражном процессе гарантируется и институтом отводов и самоотводов судей (гл.3 АПК), обстоятельно разработанными правилами передачи дел из одного суда в другой (ст.39 АПК), правилами оценки доказательств (ст.71 АПК).
       Важную, по нашему мнению, роль в укреплении гарантий реализации принципа независимости судей играют и детально разработанные правила об основаниях к отмене решений, по становлений, закрепленные в ст.270 и 288 АПК. Среди перет численных в этих статьях оснований отсутствуют правила об отмене судебного акта в связи с невыполнением нижестоящим судом указаний вышестоящего суда, хотя в ч.2 ст.289 АПК говорится, что указания арбитражного суда кассационной ин станции, в том числе о толковании закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда пер вой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражно го суда, вновь рассматривающего дело (аналогичная правовая норма содержится и в ст.305 АПК) .Такое "упущение" сделано не случайно, оно обусловлено необходимостью укрепления гарантий независимости судей нижестоящих судов от вышестоящих.
       3. Содержание принципа независимости судей в арбитражном судопроизводстве раскрывается в какой-то мере односторонне — только под углом запрета постороннего воздействия на судей арбитражных судов и вмешательства в их деятельность.
       Между тем независимость, независимое положение судьи в процессе рассмотрения конкретного дела, это не только право, но и его обязанность.
       Судьи не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по каким-либо вопросам, связанным с рассмотрением и разрешением дела.
       Зависимый судья не вправе садиться в судейское кресло. Выполнение этой обязанности тоже надо надежно (может быть и гораздо жестче, чем в отношении судьи — лицо, участвующее в деле) гарантировать. Действующие правила отвода судей лишь в какой-то мере решают проблему.
       Укрепление гарантий независимости судей (политических, экономических, юридических, в том числе и процессуальных) должно сопровождаться и повышением ответственности судьи за порученное дело.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Начало раздела
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APK2002/apk005.shtml