Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APK2002/apk191.shtml

Арбитражный процессуальный кодекс РФ [2002г], Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
       1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
       2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
       3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Комм. Андреевой Т.К.

       1. В гл.23 Кодекса устанавливаются особенности рассмотрения в арбитражных судах дел об оспаривании нормативных правовых актов.
       Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1995г. не предусматривал правила рассмотрения данной категории дел, во-первых, потому что не относил их к подведомственности арбитражных судов, а во-вторых, не дифференцировал процедуры в зависимости от категории дел или характера правоотношений.
       Иной подход заложен в новом Кодексе. Часть 1 ст.191 АПК предусматривает, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл.23. Они отражают специфику дел об оспаривании нормативных правовых актов, обусловленную их публичным характером.
       Таким образом, согласно ч.1 ст.191 АПК в гл.23 определяется процессуальная форма рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, которая включает в себя элементы искового производства и некоторые особенности, что в совокупности составляет суть административного судопроизводства, по правилам которого арбитражные суды должны рассматривать указанные дела.
       2. В ч.2 ст.191 Кодекса предусмотрено, что основанием возбуждения производства по делу об оспаривании нормативных правовых актов является заявление заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
       Данное положение согласуется с ч.4 ст.4 АПК, согласно которой по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, тогда как по делам, возникающим из гражданских правоотношений, формой обращения является исковое заявление.
       Специфическая форма возбуждения дел данной категории — путем подачи заявления, а не предъявления иска, обусловлена неравным положением сторон, когда на одной стороне всегда выступает орган или лицо, наделенное властными полномочиями, а также специфической функцией арбитражного суда при рассмотрении этих дел, состоящей в защите прав и интересов предпринимателей и в осуществлении судебного контроля за законностью действий властных органов по отношению к предпринимателям.
       3. В ч.3 ст.191 Кодекса содержится положение, которое надо применять во взаимосвязи с положениями ст.29 АПК.
       Имеется в виду, что непосредственно в гл.23 Кодекса не решаются вопросы подведомственности дел арбитражным судам. При определении подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, следует исходить из общего правила подведомственности, сформулированного в ст.27, и из ст.29 АПК.
       В комментируемой главе определяются лишь правила судопроизводства, применяемые судами при рассмотрении этих дел.
       В связи с этим ч.3 ст.191 АПК следует понимать таким образом, что подведомственность арбитражным судам дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, должна быть специально предусмотрена в федеральном законе, регулирующем определенные материально-правовые отношения.
       В частности, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ, согласно п.2 ст.138 которого арбитражный суд называется в качестве компетентного суда по рассмотрению дел об оспаривании нормативных актов налоговых органов. При этом указанная норма содержит отсылку к арбитражному процессуальному законодательству в части определения порядка подачи заявления в суд и его рассмотрения.
       Таким образом, компетенция арбитражных судов по оценке законности нормативных правовых актов обусловлена тем, указан ли в федеральном законе непосредственно арбитражный суд в качестве суда, уполномоченного рассматривать дела об оспаривании нормативных актов (см. также комментарий к п.1 ст.29 АПК).

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Начало раздела
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APK2002/apk191.shtml