Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APKRF95/apkrf090.shtml

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Статья 90

Статья 90. Уплата государственной пошлины
       Государственная пошлина по всем делам, рассматриваемым арбитражными судами в Российской Федерации, уплачивается или взыскивается в федеральный бюджет.

Комм. Фалькович М.С.

       1. Под госпошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взыскиваемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
       2. Взимание госпошлины производится в соответствии с Законом о государственной пошлине. На основании ст.7 Закона о государственной пошлине Госналогслужба РФ по согласованию с Минфином РФ и Минюстом РФ издала инструкцию от 15 мая 1996г. No.42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
       3. Госпошлина по всем делам, разрешаемым арбитражными судами в Российской Федерации, зачисляется в доход федерального бюджета.
       4. Плательщиками госпошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — граждане) и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
       Если за совершением одного и того же действия одновременно обратилось несколько лиц, госпошлину в полном размере уплачивает один из них или несколько в согласованных между ними долях.
       Госпошлина предваряет подачу соответствующего заявления или жалобы. Исключения составляют случаи освобождения заявителя от ее уплаты, а также отсрочка или рассрочка в установленном порядке.
       На основании п.9 ст.6 Закона о государственной пошлине она уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм госпошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием госпошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
       Платежные поручения, квитанции банка о приеме денег в уплату пошлины приобщаются к соответствующим документам, оплачиваемым пошлиной. В платежных документах должны быть сведения, подтверждающие как уплату госпошлины, причем именно по тому делу, к которому документ приобщен, так и зачисление ее в федеральный бюджет.
       Платежное поручение должно содержать по строке:
           — "Плательщик" — идентификационный номер организации, наименование организации или фамилию и инициалы гражданина, обращающегося в арбитражный суд с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой;
           — "Банк плательщика" — наименование и реквизиты банка, обслуживающего плательщика по месту его нахождения;
           — "Получатель" — идентификационный номер получателя, доходы федерального бюджета, раздел II, параграф 1, символ 31 (если владельцем счета являются налоговые органы), доходы федерального бюджета, символ 99 (если владельцем счета являются органы федерального казначейства);
           — "Банк получателя" — наименование и реквизиты банка, обслуживающего владельца счета доходов федерального бюджета по месту нахождения плательщика (владельцем указанного счета являются органы федерального казначейства, а там, где они не созданы, — налоговые органы);
           — "Назначение платежа" — реквизит "Государственная пошлина", по иску к какой организации или за какие действия уплачивается госпошлина, цена иска или обжалуемая сумма. Если госпошлина перечисляется через органы федерального казначейства, в той графе указывается также раздел 10701 Бюджетной классификации Российской Федерации.
       По спорам с участием иностранных организаций и граждан платежные документы на уплату госпошлины оформляются в аналогичном порядке. При этом в строке "Банк получателя" необходимо указать: наименование и реквизиты банка, обслуживающего владельца счета федерального бюджета по месту нахождения арбитражного суда, в который подается исковое или иное заявление, апелляционная или кассационная жалоба (органы федерального казначейства, а там, где они не созданы, — налоговые органы).
       По спорам, разрешаемым ВАС РФ, при оформлении платежного поручения на уплату госпошлины в строке "Банк получателя" указывается: КБ "Мост-Банк" счет 1100031. В платежных поручениях в соответствующих строках указываются также: для платежей в Москве и Московской области — БИК No.044583705, корсчет 705161700 в РКЦ ГУ ЦБ РФ; для платежей по России и СНГ — БИК No.044583001, корсчет 705161700 в РКЦ ГУ ЦБ РФ.
       Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии, фотокопии платежных поручений и квитанций на уплату госпошлины не могут быть доказательством ее уплаты.
       При исполнении платежных поручений по перечислению сумм госпошлины ответственный исполнитель учреждения банка на лицевой или оборотной стороне экземпляра платежного поручения, выдаваемого плательщику, обязан сделать надпись следующего содержания: "Перечислено в доход бюджета____ руб. (прописью)". Эта отметка заверяется главным бухгалтером учреждения банка или его заместителем, поскольку на них вышеуказанной инструкцией возложен контроль за перечислением госпошлины в доход федерального бюджета. Надпись должна быть скреплена оттиском круглой печати учреждения банка.
       В случаях, когда по одному платежному документу госпошлина перечисляется за несколько дел, подлежащих рассмотрению в данном арбитражном суде, этот документ приобщается к одному из дел. В остальных делах производится отметка о сумме госпошлины, уплаченной по делу, и указывается дело, в котором находится платежный документ.
       5. Статьями 104, 149 и 165 АПК предусмотрено, что к исковому заявлению, апелляционной и кассационной жалобе должны прилагаться документы, подтверждающие уплату госпошлины в установленных порядке и размере. Отсутствие таких документов влечет за собой возвращение искового заявления или жалобы, что предусмотрено п.5 ч.1 ст.108, п.З ч.1 ст.151, п.4 ч.1 ст.168 АПК. Как указано в п.3 Постановления Пленума ВАС РФ No.6, арбитражные суды при решении вопроса о принятии заявлений и жалоб должны проверять соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному п.2 ст.4 Закона о государственной пошлине.
       В тех случаях, когда размер государственной пошлины установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в соответствии с п.1 ст.6 названного Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.
       Пленум предложил арбитражным судам также проверять соблюдение порядка оплаты государственной пошлины, установленного Инструкцией ГНС No.42.
       Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.
       Оценка документов, подтверждающих уплату госпошлины, производится арбитражными судами зачастую неправильно. Характерной является ошибка, допущенная арбитражным судом, дважды возвратившим апелляционную жалобу в связи с тем, что приложенная к жалобе квитанция банка не подтверждает уплату пошлины в установленном порядке. Между тем сторона, обратившаяся с жалобой, в качестве доказательства уплаты госпошлины представила квитанцию Сбербанка, имеющую отметку о зачислении суммы пошлины в федеральный бюджет, удостоверенную двумя подписями соответствующих должностных лиц банка и скрепленную оттиском круглой печати банка. Президиум ВАС РФ, рассмотрев протест на определение арбитражного суда о возвращении жалобы, признал, что указанная квитанция является надлежащим доказательством уплаты пошлины и поэтому жалоба подлежала принятию и рассмотрению по существу. Определения арбитражного суда были отменены.
       6. В случаях, указанных в ст.88, 108, 151 и 168 АПК, возвращение иска апелляционной или кассационной жалоб, оставление арбитражным судом иска без рассмотрения не препятствуют вторичному обращению с иском либо жалобой в общем порядке после того, как допущенные нарушения устранены. При этом госпошлина уплачивается вновь на общих основаниях (о возможности использования в этом случае первоначального документа об уплате госпошлины, если госпошлина подлежала возврату из бюджета, см. коммент. к ст.93 АПК).
       7. В настоящее время в соответствии с п.3 ст.5 Закона о государственной пошлине от ее уплаты освобождаются:
           1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;
           2) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;
           3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) — по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции.
       Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума ВАС РФ No.6, указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.
       Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.
       К органам, обращающимся в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов, в частности, относятся:
           лесхозы — по делам о взыскании сумм лесного дохода (включая убытки и неустойки за нарушение правил отпуска леса на корню, а также штрафы за самовольную парубку леса, самовольные сенокошение и пастьбу скота);
           органы рыбоохраны — по делам о возмещении ущерба, причиненного рыбному хозяйству нарушением правил рыболовства, охраны рыбных запасов, а также сбросом в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов;
           органы управления охотничьего хозяйства — по искам о возмещении ущерба, причиненного охотничьему хозяйству и государственному охотничьему фонду;
           органы управления водного хозяйства и заповедников — по искам о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству нарушением водного законодательства;
           налоговые органы — по искам о взыскании платежей в бюджет; о ликвидации предприятия по основаниям, установленным законодательством; о признании недействительной государственной регистрации предприятия и о взыскании доходов, полученных им в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании суммы всего приобретенного не по сделкам, а в результате незаконных операций;
           органы охраны природы — по искам о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов.
       Новая редакция Закона о государственной пошлине (в отличие от прежней) не приводит наименование органов, обращающихся в арбитражные суды в защиту государственных и общественных интересов и, следовательно, освобожденных от уплаты госпошлины. В связи с этим в практике возник вопрос: освобождены ли Банк России и его учреждения от уплаты пошлины при обращении в арбитражные суды по всем делам? Информационным письмом от 5 мая 1996г. No.2 Президиум ВАС РФ разъяснил, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты госпошлины, если они, как предусмотрено АПК (ст.4, 42), обращаются в арбитражные суды в соответствии с федеральным законом в защиту государственных и общественных интересов, в частности, при предъявлении иска о взыскании санкций, указанных в ст.14 Закона РФ от 9 октября 1992г. "О валютном регулировании и валютном контроле", с резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов, нарушивших положения ст.2-8 этого Закона, а также санкций, установленных ст.75 Федерального закона от 26 апреля 1995г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за нарушение кредитной организацией федеральных законов, иных нормативных актов, за невыполнение в установленный Банком России срок предписаний устранить эти нарушения и за случаи, когда эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). В случае, когда Банк России и его учреждения не представят доказательства предъявления иска (подачи жалобы) в защиту государственных и общественных интересов, они должны уплачивать госпошлину в установленных порядке и размере.
       На практике также возникал вопрос об освобождении Внешэкономбанка от уплаты пошлины по предъявляемым им искам. Определением арбитражного суда области, в который обратился банк с иском о взыскании задолженности с совместного предприятия, исковое заявление было возвращено без рассмотрения с ссылкой на то, что Законом о государственной пошлине Внешэкономбанк не освобожден от уплаты пошлины. Правильность этого определения была подтверждена постановлением апелляционной инстанции. Президиум ВАС РФ, рассматривая протест на определение и постановление о возвращении искового заявления, установил, что в соответствии с действующим законодательством Внешэкономбанк является специализированным государственным банком Российской Федерации, который в качестве агента Правительства Российской Федерации осуществляет обслуживание внешнего и внутреннего валютного долга бывшего СССР и Российской Федерации. Средства, находящиеся на счетах Внешэкономбанка, представляют собой валютные и рублевые ресурсы Министерства финансов России, выделенные из бюджета Российской Федерации исключительно по целевому назначению. Из исковых материалов усматривалось, что спорная сумма по заявлению совместного предприятия была списана со счета Внешэкономбанка. Поскольку зачетные средства на его счетах принадлежат Российской Федерации и распоряжается ими Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов России, Президиум признал, что Внешэкономбанк, обратившись в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности, действовал в интересах государства и поэтому пошлину при подаче искового заявления не должен был платить. В связи с этим определение арбитражного суда о возвращении искового заявления без рассмотрения и постановление суда апелляционной инстанции было отменено и исковые материалы направлены в арбитражный суд на рассмотрение.
       Расходы по уплате пошлины при удовлетворении исковых требований, предъявляемых к налоговым, финансовым, таможенным органам, органам по валютному и экспортному контролю и иным государственным органам, финансируемым из федерального бюджета, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
       В соответствии с п.1 ст.5 Закона о государственной пошлине и п.33 Инструкции ГНС No.42 от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах о несостоятельности (банкротстве), освобождаются:
           1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
           2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
           3) лица, имеющие право на эту льготу, в том числе переселившиеся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. К ним относятся:
               а) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
               б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
               — граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
               — военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
               — граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
               — граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
               в) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
               г) военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
               д) лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения;
               е) граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие";
               ж) младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
               з) рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;
               и) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
               к) дети и подростки, страдающие болезнями (вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей), а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей;
           4) граждане, пострадавшие от радиационных воздействий. К числу таких лиц относятся:
               а) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
               б) граждане из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 год полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения;
           5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющие право на эту льготу. К таким гражданам относятся:
               а) граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
               б) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк";
               в) граждане, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;
               г) граждане, эвакуированные (переселенные), а также выехавшие добровольно с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", и с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
           6) граждане, проживавшие в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившие в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
           7) граждане, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружений и военных объектах.
       К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, войск и органов ФСБ России, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских, формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
           — непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
           — непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
           — непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
           — личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
           — непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
       8. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате госпошлины для отдельных плательщиков, однако это право не распространяется на пошлину по делам, рассматриваемым арбитражными судами (п.8 ст.5 Закона о государственной пошлине).

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APKRF95/apkrf090.shtml