Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APKRF95/apkrf143.shtml

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Статья 143

Статья 143. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан
       Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве).

Комм. Лившиц Н.Г.

       1. Вопросы о признании предприятий и граждан несостоятельными (банкротами) регулируются Гражданским кодексом. Законом о банкротстве и иными нормативными правовыми актами, к которым, в частности, относятся Указ Президента РФ от 21 марта 1993г. No.471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации, Указ Президента РФ от 22 декабря 1993г. No.2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий", постановления Правительства РФ: от 20 сентября 1993г. No.926 "О Федеральном управлении по делам несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом", от 12 февраля 1994г. No.92 "Вопросы Федерального управления по делам несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальных органов", от 20 мая 1994г. No.498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", от 29 августа 1994г. No.1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими", от 25 апреля 1995г. No.421 "О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций".
       2. В ст.65 и 25 ГК определен перечень лиц, которые могут быть признаны несостоятельными. В этих статьях предусмотрено, в частности:
       Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
       Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о банкротстве. Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п.1 ст.64 ГК.
       Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан банкротом по решению суда. С момента принятия такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
       Очередность удовлетворения требований кредиторов индивидуального предпринимателя установлена в ст.25 ГК.
       Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются Законом о банкротстве.
       3. Принудительная ликвидация несостоятельных предприятий осуществляется только арбитражным судом независимо от того, является кредитор юридическим или физическим лицом.
       4. Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса.
       Несостоятельным (банкротом) предприятие считается после признания этого обстоятельства арбитражным судом или после официального объявления об этом самим предприятием при его добровольной ликвидации.
       5. Особенность данных дел состоит в том, что это не исковое производство, не спор; они относятся к предусмотренным в Конституции (ст.127) иным делам. В них нет истцов и ответчиков.
       6. Закон о банкротстве понимает под предприятием, занимающимся предпринимательской деятельностью, юридическое лицо, или не образующих юридического лица предпринимателей, или гражданина-предпринимателя.
       7. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление кредитора, должника или прокурора.
       Условием обращения в арбитражный суд является сумма требований кредитора к должнику, составляющая не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом в течение трех месяцев. При определении суммы задолженности в нее не могут включаться санкции за невыполнение обязательств, просрочку платежа и любые другие санкции. При этом, если сумма требований каждого кредитора менее указанного размера, они могут объединить свои требования и совместно обратиться в арбитражный суд. Тогда заявление о признании должника несостоятельным подписывают все кредиторы, объединившие свои требования.
       Согласно Закону о банкротстве кредитором является физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику. Поскольку согласно п.1 ст.3 этого Закона все дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны только арбитражному суду, заявления граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, предприятий с иностранными инвестициями, иностранных кредиторов, также рассматриваются арбитражным судом.
       В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. No.2264 Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе Российской Федерации (далее — Федеральное управление) представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. Согласно этому Указу Федеральное управление вправе обязать предприятие-должника подать в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о своей несостоятельности (банкротстве), а также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом), если оно само не подает такое заявление на основании принятого Федеральным управлением решения.
       Правительство РФ постановлением от 20 мая 1994г. No.498 поручило Федеральному управлению выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
       В остальных случаях кредитором по платежам в бюджет является налоговый орган.
       Помимо указанных лиц в случаях, определенных законодательным актом, с заявлениями о признании банкротами могут обращаться и другие государственные органы.
       В связи с этим в тех случаях, когда с такими заявлениями обращается Пенсионный фонд РФ (как орган, контролирующий уплату обязательных платежей во внебюджетный фонд), Министерство финансов РФ (на основании п.7 Указа Президента РФ от 23 мая 1994г. No.1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей") и государственные налоговые инспекции (в случаях неуплаты налогов и иных обязательных платежей), арбитражный суд обязан направлять Федеральному управлению все определения о возбуждении производства по делам о несостоятельности (письмо ВАС РФ от 25.04.95 No.С1-7/ОП-237).
       Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994г. No.498 возложило на Федеральное управление (до создания органа независимой экспертизы) обязанность проводить экспертизу бухгалтерской отчетности предприятия-должника.
       8. Закон о банкротстве предъявляет определенные требования к заявлениям должника и кредитора. В частности, заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами (ст.5).
       В Законе дан перечень документов, которые должны быть представлены должником с заявлением в арбитражный суд.
       Если должник обращается в суд по решению Федерального управления, к заявлению прилагается это решение, а также акт Федерального управления.
       При непредставлении указанных и других необходимых для рассмотрения дела доказательств арбитражный суд в соответствии со ст.112 АПК предлагает должнику их представить.
       Непременным условием обращения кредитора в арбитражный суд является извещение должника заказной почтой с уведомлением о вручении. Извещение должно содержать требование к должнику выполнить свои обязательства в недельный срок и предупреждение о том, что в случае их невыполнения кредитор обратится в арбитражный суд (п.1 ст.6 Закона о банкротстве). По существу это требование досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Поэтому невыполнение данной нормы влечет возвращение заявления в соответствии с п.6 ч.1 ст.108 АПК.
       Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в случае выявления им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (ст.7 Закона о банкротстве). АПК представляет прокурору право обратиться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов (ст.4). Однако Кодекс не предусматривает возможность возвращения заявления прокурора, если по мнению судьи оно не связано с защитой таких интересов.
       Если при ликвидации юридического лица, являющегося коммерческой организацией (кроме казенного предприятия) либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, окажется, что стоимость имущества его недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии со ст.61 ГК только путем возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).
       Принятие заявления к производству и подготовка дела к судебному разбирательству осуществляются судьей в соответствии со ст.106 и 112 АПК.
       9. В деле о несостоятельности (банкротстве) предприятия участвует более широкий круг лиц по сравнению с делами, связанными с экономическими спорами.
       Помимо должника и известных арбитражному суду кредиторов (в том числе кредиторов, не обратившихся в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия-должника несостоятельным), на заседание арбитражного суда приглашаются собственник предприятия-должника или орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом, финансовый орган по месту регистрации должника, банк, осуществляющий расчетное и кредитное обслуживание должника, представитель трудового коллектива предприятия-должника.
       При обращении кредитора с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) арбитражный суд возбуждает производство по делу и в том случае, если организация-должник находится в стадии ликвидации (письмо ВАС РФ от 25.04.95 No.С1-7/ОП-237).
       10. В течение двух месяцев арбитражный суд должен признать должника несостоятельным или отклонить заявление в случае его фактической состоятельности и возможности удовлетворить требования кредиторов.
       11. При признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом) арбитражный суд принимает решение об этом и открывает конкурсное производство. Исходя из содержания ч.1 ст.16 Закона о банкротстве принимается одно решение о признании должника несостоятельным (банкротом), его принудительной ликвидации и открытии конкурсного производства. Если заявлено ходатайство о проведении реорганизационных процедур и имеются основания для этого, арбитражный суд приостанавливает производство по делу и назначает одну из реорганизационных процедур (ст.10 Закона о банкротстве). Для принятия такого решения необходимо провести экономический анализ состояния предприятия. Возможно поручить это компетентной аудиторской фирме. Успех проведения такой процедуры зависит от состояния оборудования предприятия, современности технологии производства, конкурентоспособности выпускаемых товаров, реальности погашения дебиторской задолженности, возможности реорганизовать производство и управление предприятием, ликвидировать отдельные подразделения, продать излишнее имущество. Поэтому ходатайство о проведении реорганизационной процедуры должно содержать подробное обоснование возможности восстановить платежеспособность предприятия. Очень много зависит от деловых качеств и организаторских способностей арбитражного управляющего.
       12. Закон о банкротстве устанавливает возможность проведения одной из двух реорганизационных процедур: внешнее управление имуществом должника и санация.
       Реорганизационная процедура может быть назначена только при наличии ходатайства (по своей инициативе арбитражный суд это делать не вправе), а также при наличии оснований, т.е. если имеются данные считать, что в результате такой процедуры предприятие станет платежеспособным.
       13. Согласно Закону о банкротстве ходатайство о проведении одной из реорганизационных процедур может быть заявлено должником, собственником предприятия-должника, кредитором (ст.12, 13). Этот перечень дополнен Федеральным управлением (см. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993г. No.2264).
       В ходатайстве должны быть аргументированы необходимость и целесообразность проведения реорганизационной процедуры (пути решения проблемы, расчеты). Целесообразно получить заключение Федерального управления. При этом все представленные доказательства арбитражный суд в соответствии со ст.59 АПК оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном и объективном исследовании.
       Так, при рассмотрении дела о признании несостоятельным (банкротом) АООТ "Стекольный завод" арбитражный суд признал его банкротом, отклонил ходатайство кредитора о проведении реорганизационной процедуры и открыл конкурсное производство. Решение мотивировано наличием большой задолженности, заключением территориального агентства Федерального управления по банкротству о невозможности восстановить платежеспособность должника и отсутствием средств у областной и районной администрации для санации должника.
       При рассмотрении протеста Президиум ВАС РФ решение отменил и дело передал на новое рассмотрение по следующим основаниям.
       При обращении в суд кредитор заявил ходатайство о назначении внешнего управления имуществом должника, а не санации.
       Второй кредитор, имевший наибольшую сумму требований, не возражал против назначения реорганизационной процедуры и участвовал в разработке плана оздоровления предприятия.
       Что же касается заключения территориального агентства по банкротству о невозможности восстановить платежеспособность предприятия, то этот документ подлежал оценке как одно из доказательств по делу в совокупности с остальными материалами.
       Из баланса предприятия-должника по состоянию на 1 июня 1995г. усматривается, что предприятие обладало имуществом в виде основных фондов на сумму свыше 36 млрд. рублей и товарно-материальными ценностями, в том числе в виде сырья, на сумму 3 млрд. 648 млн. рублей, в то время как кредиторская задолженность составляла лишь 9 млрд. 1 млн. рублей.
       Представлен бизнес-план, согласованный с кредиторами, имеющими наибольшую сумму требований.
       Суд не учел тот факт, что завод является градообразующим предприятием, обеспечивает теплом, горячей и питьевой водой один из поселков, а также электроэнергией потребителей не только Скопинского района Рязанской области. Ликвидация этого предприятия повлечет нарушение работы социальной сферы города и региона, а также вызовет необходимость трудоустройства 1100 рабочих, что в связи со слабым развитием промышленности в регионе может вызвать определенные трудности.
       При принятии решения суд не учел отсутствие у предприятия задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, что подтверждается письмом Госналогинспекции по г.Скопину Рязанской области.
       Согласно п.2 ст.12 Закона о банкротстве основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить его платежеспособность, в частности, путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
       Из материалов дела усматривается, что у предприятия-должника была возможность реализации части принадлежащего ему имущества и имелся потенциальный покупатель.
       В деле имеется расчет средств, необходимых для проведения ряда реорганизационных мероприятий, в том числе с целью выпуска дополнительной продукции широкого ассортимента.
       Этим документам не была дана оценка в решении арбитражного суда.
       Не были предметом его рассмотрения и документы, представленные кредитором и трудовым коллективом предприятия-должника при обращении с заявлением о принесении протеста. К этим документам относятся бизнес-план, стратегия финансового оздоровления, а также протоколы собраний кредиторов, проведенных после принятия решения судом.
       14. Процедура внешнего управления имуществом должника осуществляется путем проведения организационных и экономических мероприятий, в том числе реализации части его имущества.
       15. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований к нему кредиторов.
       Вместе с тем следует иметь в виду, что кредиторы, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, могут в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявить эти требования они вправе только после снятия моратория, т.е. прекращения внешнего управления имуществом должника. Действие моратория не распространяется на обязательства должника, возникшие после назначения внешнего управления (письмо ВАС РФ от 25.04.95 No.С1-7/ОП-237).
       16. Введение процедуры внешнего управления имуществом должника влечет назначение арбитражного управляющего. Его кандидатура может быть предложена кредиторами и должником. При наличии нескольких кандидатур арбитражный суд проводит конкурс. Порядок проведения конкурса нормативными правовыми актами не установлен. Имеется в виду, что предпочтение отдается кандидатуре, способной наиболее успешно осуществить внешнее управление.
       Федеральное управление обучает арбитражных и конкурсных управляющих.
       Арбитражный управляющий руководит предприятием-должником, наделяется правами и исполняет обязанности руководителя предприятия, распоряжается его имуществом, разрабатывает план проведения внешнего управления этим имуществом и организует его выполнение, осуществляет другие функции, возложенные на него Законом о банкротстве.
       План утверждает собрание кредиторов. О решении собрания управляющий сообщает арбитражному суду.
       Собственник предприятия-должника и кредитор, признав, что план или действия либо бездействие арбитражного управляющего причиняют ему ущерб, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре этого плана.
       17. Процедура внешнего управления имуществом должника завершается, если достигнута цель, т.е. предприятие восстановило платежеспособность и стало состоятельным, либо если арбитражный управляющий убедился, что достижение этой цели невозможно.
       18. Смысл процедуры санации состоит в оказании финансовой помощи предприятию, в том числе путем предоставления кредитов, возможно на льготных условиях, пополнения оборотных средств за счет безвозмездной передачи денежных сумм.
       Преимущественное право на участие в санации предоставлено собственнику предприятия-должника, кредиторам и членам трудового коллектива. Может быть объявлен конкурс на участие в санации. Выбор лиц, допущенных к санации, осуществляет арбитражный суд.
       Участники санации в установленный срок должны выработать соглашение, в котором, в частности, следует предусмотреть обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки.
       Санация может быть прекращена в связи с ее неэффективностью, окончанием срока ее проведения, невыполнением обязанности удовлетворить 40% требований кредиторов по истечении 12 месяцев с ее начала (ст.13 Закона о банкротстве).
       19. Если арбитражный суд, признав предприятие несостоятельным (банкротом), не назначил реорганизационную процедуру или одна из процедур была назначена, но не дала положительных результатов, суд открывает конкурсное производство.
       Цель этого этапа дела о несостоятельности (банкротстве) — соразмерное удовлетворение требований кредиторов и освобождение должника от долгов, а также защита сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
       20. Решение по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в соответствии со ст.135 АПК вступает в силу по истечении месячного срока после его принятия, а в случае обжалования в апелляционном порядке, если оно не отменено, — с момента принятия постановления апелляционной инстанцией.
       Согласно п.3 ст.65 ГК порядок ликвидации юридического лица, признанного банкротом, устанавливается Законом о банкротстве.
       21. Открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для должника и руководителя этого предприятия. Так, руководитель предприятия отстраняется от должности и его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему (ст.24 Закона о банкротстве).
       Предприятию-должнику запрещается отчуждать имущество, кроме случаев, когда это разрешено собранием кредиторов; прекращается погашение его обязательств, кроме выплаты причитающегося вознаграждения арбитражному и конкурсному управляющему, расходов по ведению конкурсного производства и по функционированию предприятия-должника; сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими; прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника; все имущественные претензии могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, а не в виде самостоятельных претензий и исков (ст.18, 24 Закона о банкротстве).
       22. Все претензии кредиторов, предъявленные в установленный законом срок, рассматривает, в соответствии со ст.26 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий и о своем решении извещает кредиторов, а кредиторы, не согласные с его решением, вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд в рамках дела о несостоятельности (банкротстве). Арбитражный суд рассматривает заявление, уведомив конкурсного управляющего и кредитора, подавшего заявление, и разрешает вопрос о том, в каком размере претензия признается обоснованной. По результатам рассмотрения принимается решение (ст.31 Закона о банкротстве), которое может быть обжаловано.
       23. Конкурсный управляющий осуществляет свою деятельность под контролем собрания кредиторов.
       24. Установленная Законом о банкротстве очередность покрытия долгов не действует после принятия нового ГК, поскольку, в соответствии с п.3 ст.65 этого Кодекса, требования кредиторов по делам о несостоятельности (банкротстве) удовлетворяются в очередности, предусмотренной п.1 ст.64 ГК (в ред. Федерального закона от 20 февраля 1996г.), а именно:
           в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
           во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
           в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
           в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
           в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
       Федеральным законом "О внесении дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" от 20 февраля 1996г. установлено, что при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.
       Статья 30 Закона о банкротстве сохраняет свое действие в части возмещения вне очереди расходов, связанных с: конкурсным производством; выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим; продолжением функционирования предприятия-должника.
       25. Закон о банкротстве гарантирует защиту прав должника и кредиторов, предоставив им право обжаловать в арбитражный суд решение конкурсного управляющего в случае нарушения их прав и законных интересов (ст.31). Эти жалобы (заявления) рассматриваются в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
       26. Денежные средства, вырученные от продажи имущества, распределяются в соответствии с установленной очередностью.
       Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности средств, а также не признанные конкурсным управляющим или решением арбитражного суда по заявлению кредитора, считаются погашенными (ст.35 Закона о банкротстве).
       27. После удовлетворения требований кредиторов и погашения их претензий должник считается полностью свободным от долгов (ст.36 Закона о банкротстве).
       28. После окончания всех расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, который подлежит утверждению арбитражным судом (ст.37 Закона о банкротстве), о чем выносится определение, копию которого арбитражный суд направляет органу, осуществляющему государственную регистрацию.
       29. На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства орган, осуществляющий государственную регистрацию предприятий, исключает его из государственного реестра, после чего предприятие считается ликвидированным (см. ст.51 Закона о банкротстве).
       30. При применении Закона о банкротстве к индивидуальным предпринимателям-должникам необходимо учитывать нормы ст.25 ГК. Пленумы ВС РФ и ВАС РФ Постановлением No.6/8 дали следующее разъяснение.
       Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) подведомственны арбитражному суду. При разрешении таких дел следует иметь в виду, что свои требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.).
       В случае признания индивидуального предпринимателя банкротом требования всех кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности, установленной п.3 ст.25 ГК.
       После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью. Неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иные требования личного характера сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства (п.4 ст.25 ГК).
       Гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, могут быть также предъявлены требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства. Названные требования, предъявленные и учтенные при признании индивидуального предпринимателя банкротом, считаются погашенными, независимо от того, были ли они фактически удовлетворены.
       После процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом все споры с его участием подведомственны суду общей юрисдикции.
       31. Закон о банкротстве предусматривает возможность заключения мирового соглашения и условия его заключения (ст.39, 40). Мировое соглашение утверждается арбитражным судом (ст.41). При этом следует иметь в виду, что согласно ст.37 АПК арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит законам и иным нормативным правовым актам или нарушает права и законные интересы других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
       32. Закон о банкротстве предусматривает и внесудебные процедуры, которые заключаются в том, что должник, зная о своей несостоятельности, может договориться с кредиторами о продолжении своей деятельности или согласовать с ними решение о своей добровольной ликвидации (ст.49).
       33. При договоренности о продолжении деятельности должник и все кредиторы или часть кредиторов могут условиться об отсрочке либо рассрочке долгов, либо о скидке с долгов. Это дает возможность должнику использовать имеющиеся у него средства для продолжения деятельности и в последующем из полученной прибыли расплатиться с кредиторами (ст.50 Закона о банкротстве).
       34. Закон о банкротстве определяет порядок и условия добровольной ликвидации предприятия-должника. Эта внесудебная процедура осуществляется под контролем кредиторов (ст.50).
       Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника может быть принято при наличии двух условий: предприятие является неплатежеспособным; отсутствует возможность восстановить его платежеспособность.
       Решение, принятое должником и кредиторами, подлежит утверждению собственником, который назначает конкурсного управляющего. Вместе с тем кредиторы, если они не поддерживают эту кандидатуру, могут заменить ее.
       Конкурсный управляющий и собрание кредиторов при добровольной ликвидации предприятия-должника наделены теми же правами и несут те же обязанности, которые установлены в конкурсном производстве при осуществлении судебной процедуры несостоятельности. Вместе с тем в этом случае собрание кредиторов само утверждает ликвидационный баланс, отчет об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и принимает решение о ликвидации предприятия. Это решение является основанием для исключения предприятия из реестра.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/APKRF95/apkrf143.shtml