Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/GKRF95/gkrf0065.shtml

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица
       1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
       Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
       2. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
       3. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

Комм. Рахмилович В.А.

       1. Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.
       Объявление предприятия банкротом — институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного хозяйства, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой — наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием. Поэтому согласно п.1 ст.65 и п.4 ст.61 институт несостоятельности (банкротства) и применяется к перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с последующим изданием Закона о некоммерческих организациях указанный перечень следовало бы дополнить двумя новыми, предусмотренными этим Законом организационно-правовыми формами, предназначенными, по всей видимости, для некоммерческих организаций, активно участвующих в предпринимательской деятельности — некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией.
       2. Хотя Закон о банкротстве говорит о несостоятельности (банкротстве) предприятий, его действие распространяется на все юридические лица, к которым этот институт должен применяться в силу правил ГК. В случае расхождения правил этого Закона с нормами ГК действуют нормы ГК.
       3. Вопрос о несостоятельности (банкротстве) как правило рассматривается арбитражным судом. О внесудебном банкротстве см. п.5 коммент. к данной статье.
       Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей — неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков — в предвидении грозящей ему опасности.
       Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994г. No.498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" в качестве приложения No.1 утвердило Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента:
           1) коэффициент текущей ликвидности,
           2) коэффициент обеспеченности собственными средствами и
           3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности,
       а также способы определения этих коэффициентов и, соответственно, решения вопроса о структуре баланса. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности. См. также Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса, утв. Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа 1994г. — ЭЖ, 1994, No.44.
       По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в соответствии со ст.10 Закона о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица-должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо — если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении — выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).
       *1) Название "реорганизационные" в данном случае не вполне удачно, поскольку здесь нет реорганизации в гражданско-правовом смысле, в смысле ст.57-60 ГК. Формулировка Закона о банкротстве "внешнее управление имуществом должника" неточно отражает действительное положение вещей и содержание полномочий арбитражного управляющего (п.6 ст.12 Закона о банкротстве). В действительности передается управление деятельностью организации, юридическим лицом как таковым, а не только его имуществом.

       4. Для внешнего правления суд по согласованию с должником и кредиторами назначает арбитражного управляющего, который руководит организацией, распоряжается ее имуществом, разрабатывает утверждаемый собранием кредиторов план внешнего управления и осуществляет его под контролем кредиторов и суда и т.д. Арбитражным управляющим не может быть должностное лицо данного юридического лица. На период внешнего управления вводится мораторий по всем требованиям, адресованным должнику.
       Санация, согласно Закону о банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Закон устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами (см. Положение о порядке предоставления государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий — приложение 2 к упомянутому выше постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994г. No.498). Санация не может быть назначена, если в отношении данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности и с момента его окончания прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может быть объявлен конкурс. Участники санации заключают соглашение о ее проведении и продолжительности и своей ответственности перед кредиторами должника. В течение первых 12 месяцев должно быть удовлетворено не менее 40% общей суммы требований кредиторов в установленной ст.64 ГК очередности.
       Срок каждой из реорганизационных процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве отпадает. В случае выявившейся неэффективности, недостижения цели в установленный срок суд выносит решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
       Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит опубликованию в Вестнике ВАС РФ. Открытие конкурсного производства влечет запрещение отчуждения имущества должника вне распродажи конкурсной массы и формирования суммы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов в порядке конкурса и установленной ст.64 ГК очередности погашения долгов. Вне конкурса производятся лишь текущие расходы ликвидируемого юридического лица — расходы по конкурсному производству, выплата вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки (п.1 ст.30 Закона о банкротстве и п.25 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ No.6/8). Назначенный судом конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов и действует под его контролем и контролем суда. Он вправе требовать признания недействительными действий должника, совершенных им до объявления его банкротом и ущемляющих интересы кредиторов (ст.28 Закона о банкротстве).
       5. Ст.51 Закона о банкротстве предусматривает проведение конкурсного производства и при добровольном объявлении должником о своем банкротстве, причем не только при обнаружившейся недостаточности его имущества для полного удовлетворения кредиторов; она предусматривает также порядок назначения и полномочия конкурсного управляющего при добровольном внесудебном банкротстве (см. также коммент. к ст.61 и 63).
       На всех стадиях процесса о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мировых соглашений между должником и его кредиторами, если эти соглашения не нарушают законодательство и интересы других кредиторов данного должника.
       6. Законом о банкротстве (ст.28) предусмотрены особенности реоганизационных процедур в отношении предприятий, в имуществе которых имеется вклад государства или местных органов власти, а также получающих дотации из бюджетов.
       Особенности несостоятельности (банкротства) государственных унитарных предприятий и предприятий (юридических лиц), в капитале которых доля государства составляет более 25%, предусмотрены указанным приложением 2 и приложением 3 "Положение о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятия-должника" к уже упомянутому постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994г. No.498, а также Указом Президента РФ от 2 июня 1994г. No.1114 "О продаже государственных предприятий-должников" и утвержденным им Положением о продаже предприятий-должников. См. также Положение о федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 20 сентября 1993г. No.926 (СА РФ, 1993, No.39, ст.3615).
       7. Согласно ст.11 Закона о банкротстве дело о несостоятельности банка и иного кредитного учреждения может быть возбуждено только после отзыва Центральным банком его лицензии. ЦБР письмом от 22 мая 1996г. (Вестник ВАС РФ, 1996, No.8, с.106) установил порядок обращения Банка России с иском о ликвидации банков и иных кредитных учреждений (см. также п.5 коммент. к ст.61).
       8. Перечень законодательных и иных правовых актов, подзаконных актов органов исполнительной власти и материалов судебно-арбитражной практики, касающихся вопроса несостоятельности (банкротства), с указанием места их опубликования см. в журнале "Право и экономика", 1997, No.5-6. Большинство этих актов опубликовано в книге "Банкротство предприятий. Сборник нормативных документов. Агентство Бизнес-информ". М., 1996.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Начало раздела
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/GKRF95/gkrf0065.shtml