Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/GKRF95/gkrf0503.shtml

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества
       1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества) если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
           замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
           соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
           возмещения расходов на устранение недостатков товара. Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
       2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
       3. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
       При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Комм. Левшина Т.Л.

       1. Под товаром ненадлежащего качества в статье понимается вещь, которая имеет недостатки. Недостаток - это несоответствие проданного товара требованиям к его качеству, предусмотренным договором, или иным требованиям, установленным ст.469 (см. коммент. к ней).
       Недостатки в зависимости от их характера подразделяются на явные и скрытые. Явные недостатки могут быть обнаружены при осмотре товара или же специальными методами, например, путем подключения к электросети.
       Скрытые недостатки проявляются лишь в процессе использования или хранения товара.
       Продавец обязан предупредить покупателя как о явных недостатках, так и о скрытых, если они ему известны. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из характера продажи (продажа товаров, бывших в употреблении, в специальных магазинах или отделах, продажа уцененных товаров, лоскутов ткани и т.д.).
       Правовые последствия, предусмотренные ст.503, наступают, если покупатель обнаружил в приобретенном товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом.
       2. В случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель вправе по своему выбору предъявить одно из предусмотренных п.1 ст.503 требований.
       3. Покупатель вправе требовать замены товара с недостатками на такой же товар надлежащего качества либо на аналогичный, но иной марки, модели, формы, расцветки и т.п. При разнице в ценах на подлежащий замене товар и аналогичный производится перерасчет в соответствии со ст.504 (см. коммент. к ней).
       Из общего правила о замене недоброкачественного товара сделано исключение для технически сложного или орогостоящего товара. Они заменяются только в случае существенного нарушения требований к качеству (см. коммент. к ст.475).
       ГК не определяет сроков замены товара продавцом, и должны применяться нормы ст.2 Закона о защите прав потребителей. По общему правилу, замена товара производится в семидневный срок со дня предъявления требования. Закон устанавливает несколько исключений из этого правила.
           Во-первых, когда для установления причин выхода товара из строя требуется дополнительная проверка, он должен быть заменен в течение 20 дней с момента предъявления требования.
           Во-вторых, когда у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она производится в течение месяца со дня предъявления требования. В этом случае продавец обязан безвозмездно предоставить покупателю - на период замены - аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Перечень товаров, которые не предоставляются покупателю на время замены, утв. Правительством РФ 8 октября 1993г. (СА РФ, 1993, No.43, ст.4092). К ним относятся автомототранспортные средства (кроме приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ); мебель; электробритвы; электрофены; электрощипцы для завивки волос; медицинские электрорефлекторы; электрогрелки; электробинты; электропледы; электроодеяла; электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи. Этот перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.
           В-третьих, когда покупатель или продавец находятся в районах Крайнего Севера и др. районов досрочного завоза товаров и у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она производится в срок очередной доставки соответствующего товара в эти районы.
       4. Требование о соразмерном уменьшении покупной цены предъявляется, если товар, несмотря на недостатки, пригоден к использованию, но в цене, объявленной продавцом при заключении договора, не было учтено снижение качества товара (о перерасчете цены при уценке см. коммент. к ст.504).
       5. Если предъявлено требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, это делается путем ремонта, замены вышедших из строя частей, деталей агрегатов и т.д. В таких случаях покупатель не должен оплачивать ремонт, замену частей, деталей, агрегатов и т.д., а также их стоимость.
       6. Требование возместить расходы на устранение недостатков предъявляется, когда покупатель устраняет их сам (например, покупает новую деталь и заменяет ею неисправную) либо поручает устранение третьему лицу. Размер возмещаемых расходов должен соизмеряться с необходимой для устранения недостатков работой и ценой товара. Расходы, превышающие цену товара, возмещаться не должны.
       7. Покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
       При возврате денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида или др. подобных обстоятельств, т.е. покупателю должна быть возвращена цена такого же (нового) товара с перерасчетом в соответствии со ст.504 (см. коммент. к ней).
       По требованию продавца покупатель должен возвратить недоброкачественный товар продавцу. Его доставка производится за счет последнего.
       8. Для товаров, свойства которых не позволяют устранить недостатки (продукты питания, лекарства, изделия бытовой химии и т.п.), п.2 статьи предусматривает специальные правила. Покупатель по своему выбору может потребовать их замены на доброкачественный товар либо соразмерного уменьшения цены, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.
       9. Ст.22 Закона о защите прав потребителей устанавливает десятидневный срок для выполнения продавцом требований о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар денежной суммы.
       10. Ст.23 Закона о защите прав потребителей предусматривает взыскание с продавца, нарушившего сроки удовлетворения требований покупателя по поводу недостатков проданного товара, неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. При этом имеется в виду его цена в момент выполнения продавцом требования об уплате неустойки, а если она добровольно не была уплачена - в день вынесения судебного решения.
       11. Если в результате удовлетворения требований покупателя покрыты не все причиненные ему убытки, то он вправе на основании ст.393 ГК требовать их возмещения продавцом в полном объеме.
       В исключение из общего правила (ст.394 ГК) о зачетном характере неустойки, ст.13 Закона о защите прав потребителей предусматривает. что убытки, причиненные покупателю вследствие продажи товара с недостатками, возмещаются в полной сумме сверх неустойки.
       12. Неудовлетворение продавцом требования покупателя о недостатках товара в установленные ГК и Законом о защите прав потребителей сроки дает ему право предъявить др. требование, из предусмотренных ст.503 ГК.
       13. Последствия, предусмотренные ст.503, наступают в случае, если недостатки товара были обнаружены покупателем в течение сроков, определяемых в соответствии со ст.477 (см. коммент. к ней), и он известил продавца о них в порядке, предусмотренном ст.483 (см. коммент. к ней). Так как Закон о защите прав потребителей устанавливает иные сроки, чем предусмотренные п.2 ст.477, то в соответствии с п.1 этой статьи должны применяться сроки, указанные в Законе. Покупатель может предъявить требования по поводу недостатков в товаре, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, а если они не установлены - в течение шести месяцев со дня передачи товара покупателю, а в отношении недвижимости - в течение двух лет.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/CivilLaw/GKRF95/gkrf0503.shtml