Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/Constn/CCrt1999/p021.shtml

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по запросу Брянской областной Думы о проверке конституционности пункта 2 статьи 22 Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”

№23-О от 14 января 1999 года, город Москва

       Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

       заслушав в пленарном заседании заключение судьи Т.Г.Морщаковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” предварительное изучение запроса Брянской областной Думы,

установил:
       1. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 8 января 1998 года “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” муниципальный служащий не вправе быть депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления. Это требование, как указано в пункте 2 статьи 22 того же Закона, не распространяется на муниципальных служащих, избранных депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления до вступления в силу Федерального закона от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
       Закон Брянской области от 9 декабря 1997 года “О муниципальной службе в Брянской области” (в редакции от 14 июня 1998 года) содержит норму, аналогичную норме статьи 11 Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, однако, в отличие от последнего, установленное ею требование распространяется лишь на муниципальных служащих, избранных депутатами Брянской областной Думы, депутатами представительных органов местного самоуправления после вступления в силу Закона Брянской области “О муниципальной службе в Брянской области” в редакции от 14 июня 1998 года.
       Поскольку Брянская областная Дума отклонила протест прокуратуры Брянской области, в котором ей было предложено привести названный Закон в соответствие с Федеральным законом “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, прокуратура обратилась в Брянский областной суд с заявлением о признании недействительными положений абзаца второго пункта 1 и пункта 2 статьи 35 Закона Брянской области “О муниципальной службе в Брянской области”. В настоящее время производство по указанному заявлению Брянским областным судом приостановлено в связи с запросом Брянской областной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации.
       Брянская областная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить конституционность пункта 2 статьи 22 Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, поскольку полагает, что запрет для муниципальных служащих быть депутатами следовало ввести не с 1 сентября 1995 года (с момента вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”), как это предусмотрено оспариваемым положением, а с момента вступления в силу Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, т.е. с 16 января 1998 года.
       2. По мнению заявителя, оспариваемое положение, распространив запрет быть депутатами на муниципальных служащих, избранных депутатами после вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, тем самым установило ответственность этих лиц перед законом. Следовательно, как полагает заявитель, существующее правовое регулирование противоречит статье 54 (части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
       Между тем требование статьи 54 (часть 1) Конституции Российской Федерации распространяется на законы, устанавливающие или отягчающие юридическую ответственность за правонарушения. Условие же не совмещать депутатский мандат (или иной статус выборного должностного лица) со статусом муниципального служащего было предусмотрено еще Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (статья 60), с момента вступления которого в силу лицо было вправе осуществить свободное волеизъявление — сохранить статус муниципального служащего либо занять выборную должность. Следовательно, утверждение заявителя о том, что оспариваемой нормой нарушается статья 54 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не имеет правовых оснований, а его запрос не является допустимым по смыслу Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
       3. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1998 года положение части 4 статьи 28 Закона Республики Коми “О государственной службе Республики Коми”, которым было отсрочено введение в действие таких же ограничений в отношении государственных служащих, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 72 (пункт “н”), 76 (часть 5) и 77 (часть 1).
       То обстоятельство, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации), само по себе не означает, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении государственных служащих не может быть применена к муниципальным служащим.
       Из Федеральных законов “Об основах государственной службы в Российской Федерации” и “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” следует, что государственная служба, как и муниципальная служба в силу своего публично-правового характера сопряжены с требованиями недопустимости их совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью. Это подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 апреля 1997 года по жалобе гражданина П.И.Забродина, согласно которому федеральный законодатель вправе распространить на муниципальных служащих ограничения, предусмотренные для государственных служащих. Поэтому положение Закона Брянской области “О муниципальной службе в Брянской области”, по поводу которого прокуратура Брянской области обратилась в Брянский областной суд, является, по существу, аналогичным положению Закона Республики Коми “О государственной службе Республики Коми”, признанному ранее не соответствующим Конституции Российской Федерации.
       4. Согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” при знание нормативного акта не соответствующим Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
       Следовательно, не должны применяться и подлежат отмене положения, допускающие временное исключение из правила о несовместимости статуса муниципального служащего со статусом депутата, содержащиеся в Законе Брянской области “О муниципальной службе в Брянской области”.
       При этом Брянский областной суд правомочен подтвердить недействительность Закона Брянской области “О муниципальной службе в Брянской области” в этой части в соответствии с сохраняющей свою силу правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 29 мая 1998 года и определении от 10 апреля 1997 года. Это следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года по запросу Иркутского областного суда, согласно которому суды общей юрисдикции вправе подтверждать недействительность законов субъектов Российской Федерации, содержащих такие же положения, какие уже были признаны неконституционными на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющего свою силу.

       Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:
       1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Брянской областной Думы, как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
       2. Положения законов, аналогичные положению, признанному ранее Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат применению и должны быть отменены в установленном порядке.
       3. Настоящее Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
       4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации”.

Опубликовано:
       «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» - 1999, №2;

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Начало раздела
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/Constn/CCrt1999/p021.shtml