Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk021.shtml

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
       1. Налогоплательщики имеют право:
       1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
       2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
       3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
       4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
       5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
       6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
       7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
       8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
       9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
       10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
       11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
       12) обжаловать в установленном порядке акты налого вых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
       13) требовать соблюдения налоговой тайны;
       14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
       2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
       3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Комм. Шаталов С.Д.

       Эта статья фактически выполняет роль своеобразной декларации прав налогоплательщиков, в некоторых государствах существующей в качестве одного из основополагающих документов. Она не претендует на то, чтобы сформулировать все те права, которыми наделяется любой налогоплательщик или плательщик сборов, поскольку останавливается лишь на базовых нормах. Многие из этих положений (несколько отличаясь формулировками) присутствовали еще в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", другие появились только в Налоговом кодексе. Не останавливаясь на перечислении всех выделенных в статье прав, подчеркнем только новые положения, перечисленные в подп.2, 5, 6, 8—11, 13 и 14.
       Налогоплательщик вправе получать от налоговых и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
       Трудно предположить, что этой нормой законодатель решил превратить налоговые и другие государственные органы во всеобщих бесплатных налоговых консультантов, к которым любой налогоплательщик может обратиться с любым мелким вопросом или, наоборот, за оценкой налоговых последствий крупных экономических, в том числе международных, проектов. Предоставив налогоплательщику почти безграничное право в формулировке подп.2 п.1, НК возложил значительно более скромную обязанность на налоговые органы (подп.4 п.1 ст.32): "проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов". Одновременно в п.2 ст.22 Налоговый кодекс установил, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов32, но никаких симметричных обязанностей указанных должностных лиц в ст.33 не обозначил.
       Приведенная норма ст.32 НК об обязанностях налоговых органов предоставлять информацию "технического", а не "аналитического" характера больше соответствует тем положениям о правах налогоплательщика, которые в подп.1 сформулированы как право "получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц".
       Поскольку подп.2 уже не предполагает бесплатности получения налогоплательщиками подобной информации, можно сделать вывод о том, что тем самым налоговые органы (и другие уполномоченные органы) наделяются правом консультировать налогоплательщиков на платной основе. Мировой налоговой практике известны случаи, когда налоговые органы правомочны отвечать на сложные вопросы налогоплательщиков в отношении тех или иных конкретных сделок, проектов или правил применения отдельных норм налогового законодательства применительно к нестандартной ситуации с тем, чтобы заранее снять возможные проблемы на платной основе. При этом закон регулирует размер и форму оплаты таких услуг, а также определяет, кому поступают заработанные таким способом средства: государству или налоговому органу.
       В российских условиях к подобным новациям следует относиться исключительно осторожно, поскольку, с одной стороны, такие консультации могут жестко навязываться налогоплательщикам и стать формой давления на них, а с другой стороны, на основе и в результате таких консультаций между налогоплательщиками и налоговыми органами могут возникать весьма специфические "теплые" отношения.
       Тем не менее, письменные разъяснения налоговых органов необычайно важны для налогоплательщиков в силу подп.3 п.1 ст.111 HK, освобождающего налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения, если это правонарушение явилось следствием добросовестного исполнения налогоплательщиком таких разъяснений.
       Конечно, вывод о наделении налоговых органов правом оказывать платные консультации не бесспорен (возможно, законодатель даже не обсуждал такие последствия найденных им формулировок). В ст.31 НК, посвященной правам налоговых органов, такое право в явно сформулированном виде отсутствует, что, конечно, не запрещает такой деятельности, поскольку сама статья дает открытый перечень прав налоговых органов и предоставляет им и другие права, предусмотренные НК.
       Независимо от того, в каком направлении будет в дальнейшем развиваться консультационная деятельность налоговых органов, наблюдается определенное несоответствие между правами налогоплательщиков и обязанностями налоговых органов, на которые законодатель возложил информирование налогоплательщиков исключительно о технических вопросах. Такой подход, закрепленный в ст.32 НК, в полной мере соответствует идеологии Налогового кодекса, запретившего издавать инструкции по налогам либо как-то иначе трактовать или разъяснять законодательство о налогах и сборах, которое предполагается идеальным и самодостаточным. Такая крайность, безусловно, затруднит деятельность и налоговых органов, и налогоплательщиков.
       В полной мере все сказанное распространяется на отношения с органами государственных внебюджетных фондов, которые в соответствии со ст.341 НК в пределах своей компетенции обладают всеми полномочиями налоговых органов.
       Поднятая проблема неизбежно будет возникать и при общении налогоплательщиков с другими уполномоченными государственными органами (например, Минфином), обязанности которых не сформулированы в Кодексе и на которые не возложена обязанность информировать налогоплательщиков об особенностях применения законодательства о налогах и сборах.
       — Налогоплательщик имеет право "на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов". Это очень важное право подкрепляется специальными правилами (ст.78 и 79), предусматривающими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, что восстанавливает симметрию (при несвоевременной уплате налогов налогоплательщик платит пени).
       — Налогоплательщик в налоговых правоотношениях может представлять свои интересы самостоятельно либо доверить это своему представителю (гл.4 НК).
       — Налогоплательщик может присутствовать при проведении выездной налоговой проверки [у него], имеет право получать копии актов налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (этому новому институту посвящена гл.10 НК).
       — Налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.
       — Налогоплательщик вправе требовать соблюдения налоговой тайны. По-видимому, эта формулировка не слишком удачна, поскольку налогоплательщик должен безо всяких дополнительных требований иметь право на неразглашение тех сведений о нем, которые отнесены ст.102 НК к налоговой тайне, а все поименованные в указанной статье органы и должностные лица не вправе разглашать такие сведения.
       — Наконец, налогоплательщик имеет право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Эта уникальная с точки зрения международного налогового права норма предусматривает возмещение со стороны налоговых органов не только прямого ущерба, нанесенного налогоплательщику налоговыми органами или их должностными лицами, но и упущенную выгоду (неполученный доход), что подтверждается ст.103 НК.
       Конечно, далеко не все права налогоплательщиков выделены и приведены в рассматриваемой статье. Поэтому п.2 статьи расширяет приведенный перечень за счет дополнительных прав, установленных непосредственно Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
       Из не приведенных в статье, но важных для налоговых правоотношений можно выделить также права:
       — на самостоятельное внесение изменений в налоговую декларацию (ст.81 НК);
       — на соблюдение налоговыми органами всех процессуальных норм, в частности, в отношении истребования и изъятия документов (ст.93 и 94 НК).
       Многие другие права налогоплательщиков либо прямо указаны в Налоговом кодексе, либо непосредственно следуют из общих принципов налогообложения и сборов, либо являются неотъемлемыми элементами правил и процедур в налоговых правоотношениях в соответствии с Кодексом.
       НК не делает никаких различий в отношении их прав между налогоплательщиками и плательщиками сборов. При этом он ничего не говорит о правах налогоплательщиков в тех случаях, когда они уплачивают налоги и сборы в связи с перемещением товара через таможенную границу. В действительности, такой вопрос существует, поскольку контроль за уплатой налогов и сборов в этом случае возлагается на ГТК, действующий в соответствии с Таможенным кодексом, а нормы этих двух кодексов, в том числе в отношении прав и механизмов их реализации, не тождественны.
       Специально выделим также неотъемлемое право налогоплательщиков и плательщиков сборов на корректное и внимательное отношение со стороны налоговых органов, прямо не сформулированное в ст.21, но вытекающее из предусмотренных в ст.33 НК обязанностей должностных лиц налоговых органов "корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство".

       32 Наверное, правильнее было бы говорить не только об обязанностях должностных лиц налоговых органов, но и об обязанностях непосредственно налоговых органов (таким обязанностям в НК посвящена специальная статья - 32).

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk021.shtml