Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk023.shtml

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
       1. Налогоплательщики обязаны:
       1) уплачивать законно установленные налоги;
       2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
       3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
       4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
       5) представлять налоговым органам и их должност ным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
       6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
       7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
       8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
       9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
       2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
       об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
       обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
       обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
       об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
       об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
       3. Плательщики сборов обязаны уплачивать законноустановленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
       4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       5. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Комм. Шаталов С.Д.

       Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривал семь основных обязанностей налогоплательщика:
       1) своевременно и в полном объеме уплачивать налоги;
       2) вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
       3) представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
       4) вносить изменения в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода или прибыли, выявленных проверками налоговых органов;
       5) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
       6) выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
       7) в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации).
       Этот перечень не был исчерпывающим, поскольку налогоплательщик должен был исполнять и другие обязанности. Все обязанности возникали при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.
       Даже беглый взгляд на этот перечень показывает, что не все из перечисленных обязанностей являются универсальными. Так, обязанности под номерами 2, 4, 7, очевидно, относились только к юридическим лицам (или наделенным статусом самостоятельных налогоплательщиков филиалам и обособленным подразделениям юридических лиц). При этом формулировки этих обязанностей уже давно не соответствовали потребностям времени, что порождало много проблем в налоговом администрировании. Поэтому вопрос о пересмотре обязанностей налогоплательщиков, а соответственно, и их ответственности за неисполнение или недобросовестное исполнение возложенных обязанностей стоял перед законодателем весьма остро.
       Ст.23 НК разделила обязанности налогоплательщиков на две группы: универсальные, относящиеся ко всем налогоплательщикам, объединены в п.1, а в п.2 отражены дополнительные обязанности, возлагаемые только на организации и индивидуальных предпринимателей. В сумме таких обязанностей (без учета "иных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах") становится уже тринадцать (восемь в первой группе и пять во второй). Однако многие из них просто уточняют и переформулируют старые редакции фактически тех же обязанностей, которые были установлены еще в декабре 1991г. Как и раньше, статья не дает закрытого перечня обязанностей, подчеркивая то, что налогоплательщик дополнительно должен "нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах".
       Перечислить все обязанности налогоплательщиков трудно даже технически, поскольку многие из них связаны с конкретными действиями, механизмами и процедурами, порядком уплаты налогов и предоставлением дополнительной информации, а также другими подобными моментами. Все эти вопросы вместе с вытекающими из них обязанностями должны быть подробно расписаны в НК, а также в региональном и местном законодательстве о налогах и сборах.
       Не останавливаясь на всех, в том числе конституционных (таких, как обязанность уплачивать законно установленные налоги), обязанностях, выделим некоторые из них.
       — Формально новой является обязанность налогоплательщика самостоятельно встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена непосредственно НК. Более подробно эти обязанности изложены в ст.83 и ст.84 НК (см. комментарии).
       НК возлагает обязанность встать на учет на индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним частных нотариусов, частных детективов и частных охранников. Другие физические лица от такой обязанности освобождены, но освобождение этих лиц от обязанности самостоятельно вставать на учет в налоговых органах не освобождает их от включения в Единый государственный реестр налогоплательщиков по мере его формирования. Эти лица тоже будут поставлены на налоговый учет, но обязанность осуществить постановку на учет ложится непосредственно на налоговые органы. Обеспечение же последних необходимой информацией вменяется в обязанность органам, осуществляющим регистрацию физических лиц по месту жительства, запись актов гражданского состояния, органам опеки, а также органам и лицам, осуществляющим учет и регистрацию имущества (ст.85 НК).
       — Налогоплательщик должен вести в установленном порядке учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения, если такая обязанность прямо возложена на него НК или законодательством о налогах и сборах. В общей части НК эти вопросы затрагиваются в ст.84. Более подробно соответствующие обязанности будут изложены в специальной части НК применительно к конкретным налогам.
       — По тем налогам, которые они обязаны уплачивать, налогоплательщики в установленном порядке должны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации. Связанные с этим вопросы рассматриваются в ст.80 и 81 НК.
       В формулировке этой обязанности, по-видимому, допущена ошибка, повторенная затем в ст.80. Результаты деятельности налогоплательщика в отдельные отчетные или налоговые периоды могут быть таковы, что он не должен будет уплачивать налог по результатам этих периодов. Например, в таком-то году он может понести убытки, которые в соответствии с НК можно будет перенести на будущее, однако это не должно освобождать его от обязанности представить налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам "убыточного" года. Правильнее было бы говорить об обязанности налогоплательщика представлять налоговые декларации по тем налогам, по которым он в соответствии с законодательством о налогах и сборах признается налогоплательщиком. Иными словами, такие обязанности должны возникать не из фактической обязанности уплатить налог, а из потенциальной обязанности делать это в силу определенных законом обстоятельств.
       После внесения поправок в ст.23 эта обязанность дополнена обязанностью представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете".
       — Два подпункта статьи обязывают налогоплательщика представлять налоговым органам (их должностным лицам) документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также иную информацию. Эти обязанности возлагаются на налогоплательщика в случаях, установленных НК. Подчеркнем, что, как правило, соответствующие обязанности касаются представления налогоплательщиком информации о себе и своей деятельности. Однако обязанность предоставить информацию, касающуюся третьих лиц, может быть возложена на него в случае, если он обладает такой информацией о тех лицах, в отношении которых налоговыми органами проводится налоговая проверка.
       — Обязанность обеспечивать сохранность необходимой документации в течение четырех лет более точно соответствует новым ограничениям на возможности проведения налогового контроля налоговыми органами (см. комментарии к ст.87 НК) и новому сроку, в течение которого лицо может быть привлечено к ответственности за налоговые правонарушения (см. комментарии к ст.113 НК). Теперь сроки хранения документации одинаковы для всех налогоплательщиков (ранее они составляли пять лет для юридических лиц и три года для физических лиц), а до внесения изменений в ст.23 срок хранения документации составлял три года.
       Такое сокращение с пяти до четырех лет указанных сроков33, с одной стороны, достаточно выгодно налогоплательщикам тем, что быстро "закрывает" прошедшие налоговые периоды и ограничивает возможности налоговых органов проверять правильность уплаты налогов в прошлом. Учитывая принципиальную неспособность налоговых органов осуществлять тотальный налоговый контроль, можно предположить, что значительно большее число налоговых правонарушений останется теперь незамеченными налоговыми органами, соответственно уменьшится число доначислений налогов порезультатам налоговых проверок и число штрафов.
       С другой стороны, это ограничит возможности налогоплательщиков предъявлять претензии к бюджетам разного уровня по излишней уплате налогов, поскольку гл.12 НК содержит симметричные временные ограничения на возможность возврата или зачета в счет налоговых платежей ранее излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.
       Можно предположить, что сокращение сроков "глубины" налоговых проверок, сопровождаемое сокращением срока хранения документации об экономической деятельности, может привести к появлению у налогоплательщиков и налоговых органов дополнительных проблем, пока еще не нашедших отражения в НК. Одна из них связана с переносом убытков на будущее. Предполагается, что такой перенос будет возможен в течение не менее пяти лет, что, естественно, должно сопровождаться и возможностью налоговых органов проверять прибыли и убытки, а также правильность исчисления налоговой базы в течение всего указанного периода времени.
       Все дополнительные обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей сводятся к обязанности быть более "прозрачными" для налоговых органов за счет раскрытия в обязательном порядке информации о собственной деятельности и деятельности (либо существовании) аффилированных лиц. К таким обязанностям относится, в частности, обязанность письменно сообщать в налоговые органы по месту учета;
       — об открытии и закрытии банковских счетов — в десятидневный срок со дня соответственно открытия или закрытия счета. В пятидневный срок и по тому же адресу об открытии или закрытии счета налогоплательщика должен сообщить банк (ст.86 НК). В результате налоговые органы получают два независимых источника информации о банковских счетах организаций и индивидуальных предпринимателей (с учетом ограничений, установленных ст.11 НК);
       — обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня такого участия. Такая формула обязанности порождает несколько вопросов и определенные технические трудности, на которых остановимся подробнее. Главная задача подобных норм — проинформировать налоговые органы обо всех взаимозависимых с налогоплательщиком лицах (см. комментарии к ст.20 НК), что должно позволить налоговым органам более внимательно относиться к сделкам между этими лицами и к их совместной деятельности. В комментариях к ст.20 НК уже обсуждались вопросы о том:
       (i) по каким правилам определяется доля участия одной организации в другой при сложных схемах взаимного участия;
       (ii) должно ли приниматься во внимание только владение голосующими акциями или это правило следует распространять на все акции (доли в уставном или складочном капитале).
       (iii) следует ли учитывать опционные контракты.
       Ответа на эти вопросы не дает и ст.23.
       Рассматриваемая норма возлагает достаточно обременительные обязанности на профессиональных участников фондового рынка, приобретающих акции на организованном или неорганизованном рынке ценных бумаг. Поскольку каждое такое приобретение автоматически приводит к участию, пусть на короткое время, в организации, собственником акций которой становится налогоплательщик, то об этих сделках с акциями (даже если они приобретаются и продаются в течение одного торгового дня) налогоплательщик должен сообщать в налоговые органы.
       Добавим к этому, что приобретая акции крупной корпорации, любой покупатель через косвенное участие автоматически становится участником десятков или сотен дочерних и внучатых компаний этой корпорации, а также всех иных компаний, в которых она прямо или косвенно участвует, и о каждом таком участии он должен сообщить налоговым органам. Вряд ли налоговые органы способны обрабатывать всю информацию подобного рода, кроме того, это достаточно дорого и нецелесообразно, особенно если цель таких операций — спекулятивная игра на фондовом рынке. Чтобы не доводить ситуацию до абсурда здесь следовало бы сделать оговорки либо — что выглядит логичнее — в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, либо в отношении объема приобретаемого пакета акций (например, не менее 5%);
       — обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации, ликвидации. По-видимому, когда законодатель связывает сроки информирования налоговых органов с некоторыми действиями (создание, реорганизация, ликвидация), он предполагает, что налогоплательщик должен информировать налоговые органы обо всех таких действиях, и, следовательно, предоставляемая информация должна касаться не только обособленных подразделений организации, но и любого изменения их статуса.
       Особо отметим, что законодатель освободил налогоплательщиков от обязанности информировать налоговые органы об обособленных подразделениях за пределами России — в государствах СНГ или на территории стран дальнего зарубежья, о постоянных представительствах, через которые в других государствах налогоплательщик может вести строительство или добычу природных ресурсов либо осуществлять иную экономическую деятельность;
       — об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Это требование призвано обеспечить право налогового органа до завершения указанных процедур вмешаться в них с тем, чтобы провести очередную или внеочередную налоговую проверку (см. комментарии к ст.87 НК) и уточнить обязанности налогоплательщика перед бюджетами разного уровня и внебюджетными фондами, а в случае необходимости — выставить требование по уплате налога, определить наследуемые обязательства, переходящие к правопреемнику реорганизуемой или ликвидируемой организации (ст.49 и ст.50 НК), либо списать безнадежные долги (ст.59 НК);
       — об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее 10 дней со дня принятия такого решения.
       Реально в сегодняшних условиях это требование может означать только обязанность организации сообщать о своей перерегистрации по другому юридическому адресу, по крайней мере до тех пор, пока не будет принят закон о регистрации юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей — о смене места жительства. В последнем случае норма о 10 днях с момента принятия решения выглядит достаточно необычной, поскольку с момента принятия решения предпринимателем до его переезда могут пройти месяцы. Более того, это решение может и вовсе оказаться нереализованным. К тому же эта норма совсем не корреспондируется с п.4 ст.84 НК.
       Пункт 3 статьи устанавливает обязанности плательщиков сборов. Их главная обязанность — уплачивать законно установленные сборы (в отношении которых он признается плательщиком!). Кроме того, он должен нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
       Среди обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов отдельно не выделена обязанность уплачивать эти налоги и сборы своевременно. Однако такую обязанность можно вывести из ст.75 НК, предполагающей уплату пеней при уплате налогов в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах срок (более подробно этот вопрос обсуждается в комментариях к ст.75).
       В последней редакции статьи законодатель уточнил (п.5), что налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, дополнительно к перечисленным несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.
       За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с НК (раздел VI), УК (ст.194, 198, 199), КоАП РСФСР (ст.156-1).

              33 Федеральный Закон “О бухгалтерском учете” по-прежнему устанавливает пятилетний срок хранения документации и предложения сократить его не нашли поддержки в парламенте. При этом, однако, указанный Закон не предусматривает никаких санкций за несоблюдение установленных сроков хранения.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk023.shtml