Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk036.shtml

Статья 36. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
       1. Федеральные органы налоговой полиции (далее — органы налоговой полиции) выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
       2. Органы налоговой полиции полномочны:
       1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению;
       2) проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности;
       3) осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;
       4) по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
       5) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений:
       — в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, — о возбуждении уголовного дела;
       — в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, — об отказе в возбуждении уголовного дела и о на правлении материалов в соответствующий налоговый орган;
       — при отсутствии налогового правонарушения — об отказе в возбуждении уголовного дела;
       6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
       3. Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Комм. Шаталов С.Д.

       В соответствии с п.1 рассматриваемой статьи органы налоговой полиции выполняют функции по выявлению, пресечению, предупреждению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями (в этом списке отсутствуют налоговые правонарушения, рассматриваемые гл.16 НК в качестве самостоятельной категории правонарушений, и нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, выделенные в специальную гл.18 НК).
       Кроме того, органы налоговой полиции должны выполнять "иные функции, возложенные на них Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции". К таким функциям упомянутый закон относит следующие:
       — осуществлять розыск лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в них, принимать меры по возмещению причиненного государству ущерба;
       — принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях, осуществлять в установленном законом порядке их проверку;
       — обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
       — исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
       — проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;
       — осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозировании тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать органы высшей государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.
       Основные полномочия органов налоговой полиции перечислены в п.2 ст.36 и, как уже отмечалось, значительно расширенны подп.6 этого пункта. Таким образом, за органами налоговой полиции формально сохранились все перечисленные "старые" полномочия и не указанное в этом перечне право пользоваться всеми правами налоговых органов.
       Возможно, что большую ясность в вопросы толкования ст.36 и полномочий органов налоговой полиции внесет появившийся в последней редакции п.2 статьи подп.5, который однозначно наделяет органы налоговой полиции полномочиями производить проверки (но не налоговые проверки, находящиеся в компетенции налоговых органов) [налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов]. Такие специфические проверки могут быть начаты только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки [налоговых] преступлений.
       По результатам такой проверки должен быть составлен акт (он не идентичен акту налоговой проверки, предусмотренному ст.100 НК), на основании которого выносится43 одно из трех возможных решений:
       — о возбуждении уголовного дела — при обнаружении налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления;
       — об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган с тем, чтобы этот налоговый орган начал собственное разбирательство — в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления;
       — об отказе в возбуждении уголовного дела — приотсутствии налогового правонарушения.
       Даже при наличии подп.6 приведенные нормы позволяют говорить о сужении полномочий органов налоговой полиции и о ее концентрации на криминальных аспектах налоговых правонарушений. В пользу такого вывода о переориентации налоговой полиции говорит также то, что внесение в статью поправок, сужающих (не расширяющих, во всяком случае) сферу полномочий органов налоговой полиции, инициировано непосредственно ФСНП и их прохождение всячески поддерживалось налоговыми органами.
       Этот же вывод поддерживается совместным письмом МНС и ФСНП44, в п.1 которого отмечается, что органы налоговой полиции не наделены полномочиями по самостоятельному осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций, а могут принять участие в таких процедурах только по мотивированному запросу налогового органа. Обнаружив в рамках своих проверок признаки налогового правонарушения, органы налоговой полиции информируют об этом налоговые органы с тем, чтобы последние взяли дело под свой контроль. Если налоговые органы отказываются назначить выездную налоговую проверку по материалам налоговой полиции, органы налоговой полиции могут обратиться в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности отказа или об организации выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку налогоплательщика.

       43 Статья умалчивает о том, кто именно выносит решение. При умолчании это, видимо, будет делать начальник (его заместитель) соответствующего органа налоговой полиции.
       44 Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 05.10.1999 №АС-6-16/784 и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 10.10.1999 №АА-3107 "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля".

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk036.shtml