Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk046.shtml

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов)-организации или налогового агента-организации в банках
       1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
       2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
       3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
       Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
       4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плателыцика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
       5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
       Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
       Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.
       Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
       6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
       При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
       7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
       8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.
       9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
       10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.
       11. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

Комм. Шаталов С.Д.

       Несмотря на отсутствие в рассматриваемой статье упоминания об организациях, все приведенные в ней положения относятся только к организациям, не исполнившим в полном объеме свои обязанности по уплате налогов, что следует из названия статьи и норм п.1 ст.45 НК. Поскольку в соответствии с п.10 ст.46 все положения, касающиеся взыскания налогов, автоматически распространяются на взыскание сборов, далее будет рассматриваться только взыскание налогов.
       Особо подчеркнем, что в силу дополнившего статью п.11, начиная с 18.08.1999г. все нормы рассматриваемой статьи распространяются на взыскание налогов и сборов таможенными органами. Соответственно, все ранее действовавшие правила, предусмотренные Таможенным кодексом и отличающиеся от изложенных в ст.46 НК, не применяются с этой даты.
       При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок налоговые органы вправе принудительно обратить взыскание на денежные средства организации на ее счетах в банках. Для этого, как правило, не требуется судебного решения или санкции прокурора и налоговый орган может самостоятельно принять такое решение. Из общего правила предусмотрено только одно исключение, относящееся к случаям, когда причиной выставления налоговыми органами дополнительной суммы налога является переквалификация сделок налогоплательщика либо статуса и характера его деятельности (см. п.1 ст.45 и комментарии к ст.45 НК).
       Как следует из п.2 и 3 статьи взыскание налогов за счет денежных средств на банковских счетах допустимо лишь после того, как будет последовательно полностью пройдена цепочка предварительных процессуальных действий, возможных только при определенных условиях.
       Во-первых, решение о взыскании налогов может быть принято только в отношении неуплаченных в установленное сроки налогов. Отметим, что сроки уплаты налогов устанавливаются НК (в отношении федеральных налогов) либо иными актами законодательства о налогах и сборах (в отношении региональных и местных налогов), однако эти сроки могут быть изменены компетентными органами, если налогоплательщику предоставлена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит (гл.9 НК). В случаях изменения сроков уплаты налогов отсчет времени следует вести с момента истечения "новых сроков", а при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита — с момента, установленного ст.68 НК для завершения рассчетов по соответствующим налогам.
       Во-вторых, взысканию налогов за счет денежных средств должно предшествовать направление налогоплательщику (налоговому агенту) требования об уплате налога (см. комментарии к гл.10 НК), в котором, в частности, устанавливается срок его исполнения. К сожалению НК ничего не говорит об отводимых для исполнения требования сроках. По-видимому, в некоторых случаях они будут устанавливаться в индивидуальном порядке налоговыми органами и могут колебаться в пределах от нескольких дней до нескольких недель или даже месяцев. В таких условиях направление требования об уплате налога, по существу, может стать еще одной формой отсрочки, только предоставляемой уже налоговыми органами и на менее выгодных условиях (ставки пеней выше ставок процентов, уплачиваемых при отсрочке), чем это предусмотрено ст.64 НК.
       В-третьих, налоговые органы должны внимательно отслеживать исполнение налогоплательщиками требований об уплате налогов, поскольку в распоряжении налоговых органов остается ограниченный промежуток времени для взыскания налога в принудительном порядке без судебных процедур. Решение о взыскании налога может быть принято не позднее 60 дней (первоначально на принятие решения отводилось 10 дней)74 после истечения срока ранее выставленного налогоплательщику (налоговому агенту) требования об уплате налога. Любое решение, принятое после этого, автоматически считается недействительным и исполнению не подлежит (п.3). Опоздав с принятием решения о взыскании налога, налоговый орган должен будет обращаться в суд с иском о взыскании налоговой задолженности и соответствующих пеней. При этом Налоговый кодекс не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы имеют возможность обращаться в суд в отношении взыскания налогов и пеней (такие ограничения установлены в ст.113 и 115 НК только в отношении налоговых санкций).
       В-четвертых, налоговый орган должен в течение пяти дней после вынесения решения о взыскании налога проинформировать об этом решении налогоплательщика (налогового агента).
       Для реализации решения о взыскании налога налоговый орган должен направить в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд, указав при этом те счета налогоплательщика (налогового агента), с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению (п.5). Налоговый кодекс не устанавливает сроков, в течение которых налоговый орган должен направить в банк инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога, поэтому между принятием решения о взыскании и началом его реализации может пройти определенное время. При этом в распоряжении налогового органа имеется возможность даже до направления банку инкассового поручения (распоряжения) приостановить операции налогоплательщика по счетам в соответствии со ст.76 НК. В некоторых случаях "замораживание" счетов может быть мерой даже более сильной, чем списание средств со счетов, поскольку может полностью блокировать деятельность налогоплательщика (налогового агента). Остается надеяться на то, что налоговые органы не будут использовать эту возможность приостанавливать операции по счетам без направления инкассового поручения (распоряжения) для давления на налогоплательщика, не исполнившего требования об уплате налога. Для того, чтобы полностью исключить потенциальную опасность, в ст.46 следовало бы установить разумный срок, в течение которого налоговый орган, вынесший решение о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах, должен направить в банк соответствующее инкассовое поручение (распоряжение).
       В соответствии с п.9 статьи все перечисленные условия и процедуры в полном объеме распространяются на суммы пеней, подлежащие уплате за нарушение установленных сроков уплаты налогов. Законодатель, по-видимому, предполагает, что налоговые органы на момент выставления инкассового поручения (распоряжения) банку должны дополнительно к неуплаченной сумме налогов в полном объеме определить и размер "набежавших" к этому моменту пеней. Поскольку исполнение инкассового поручения налогового органа может затянуться, в частности из-за того, что взыскание может быть обращено на депозитный счет, в отношении которого действуют определенные ограничения (см. п.5 ст.46), или в силу недостаточности средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банке, налоговый орган должен также потребовать, чтобы банк постоянно пересчитывал размер пени на основании ст.75 НК и обеспечивал ее взыскание наряду с суммой неуплаченного налога.
       Подчеркнем, что в соответствии с п.5 ст.75 НК пени уплачиваются (и, соответственно, взыскиваются ) одновременно с уплатой (взысканием) сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Это положение является весьма важным, поскольку от него напрямую зависит, какую сумму в конечном итоге придется заплатить налогоплательщику (налоговому агенту). Если банк будет взыскивать указанные в инкассовом поручении суммы в несколько приемов (например, при недостаточности средств на счетах), то вначале он будет погашать сумму основного долга (соответственно уменьшая сумму, на которую могут начисляться пени) и, только погасив ее полностью, приступит к погашению пени. Такой порядок является значительно более выгодным для налогоплательщиков (налоговых агентов) по сравнению с порядком, при котором вначале погашаютря пени, а потом основная сумма задолженности, либо порядком, при котором погашение сумм налога и пени происходит в равных, долях, поскольку проценты на неуплаченную сумму пеней не начисляются. Следовательно, погасив основную задолженность, налогоплательщик (налоговый агент) может не особенно беспокоиться о неуплаченных пенях, поскольку их размер ни при каких обстоятельствах не может быть увеличен.
       Пункт 4 ст.46 устанавливает, что инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (о проблеме очередности см. комментарии к ст.45 НК), а п.5 ст.46 предусматривает, что взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщиков (налоговых агентов). Запрещается взыскание только со ссудных и бюджетных счетов. Однако в отношении отдельных видов счетов НК предусматривает некоторые ограничения или специальные правила:
       — взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной рублевой задолженности. Направляя банку инкассовое поручение в отношении валютного счета, налоговый орган одновременно должен направить банку поручение на продажу валюты налогоплательщика (налогового агента). Такое поручение, подписанное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, выполняется банком не позднее следующего рабочего дня;
       — налоговые органы не вправе взыскивать налоги с депозитных счетов налогоплательщика (налогового агента) до истечения срока действия депозитного договора. Однако они имеют право дать банку поручение (распоряжение) перечислить средства с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента) после истечения срока действия депозитного договора, что далее позволит применить общий механизм взыскания.
       Проблема может состоять в том, что, с одной стороны, депозит может оказаться валютным и тогда такое перечисление вряд ли возможно, с другой стороны, у организации-налогоплательщика в этом банке расчетного (текущего) счета может просто не быть. В таких случаях поручения налоговых органов по перечислению средств с одного счета организации на другой счет в том же банке становятся бессмысленными. Видимо, законодатель предполагает, что при отсутствий в банке расчетного (текущего) счета налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление денежных средств налогоплательщика (налогового агента) после истечения срока действия депозитного договора на расчетный (текущий) счет этого же налогоплательщика (налогового агента) в другом банке, направив этому другому банку инкассовое поручение (распоряжение) на взыскание налога.
       В то же время положения п.5 ст.46 сформулированы таким образом, что фактически позволяют налоговым органам избежать проблем, связанных с перечислением денежных средств с одного счета на другой. Говоря о таком перечислении, законодатель не установил обязательную процедуру, а лишь предоставил налоговым органам такую возможность, наделив их соответствующими полномочиями. Ст.46 запрещает взыскание налога с депозитного счета только если не истек срок действия депозитного договора, однако она не запрещает этих действий после истечения указанного срока. По-видимому, из-за недостаточной проработанности формулировки этой нормы законодатель добился результата, отличного от задуманного.
       Очевидно, что приведенные положения рассматриваемой статьи могут создать ряд проблем для налоговых органов, банков и налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих валютные счета.
       Если объем подлежащей продаже иностранной валюты будет устанавливаться налоговым органом и указываться в инкассовом поручении (распоряжении) банку, то определяя в иностранной валюте "сумму, эквивалентную сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты" (в последней редакции статьи), которая, по-видимому, должна быть указана в поручении банку на продажу валюты, налоговые органы должны ориентироваться на официальный курс валюты, устанавливаемый Центральным банком России на день отправления в банк инкассового поручения (распоряжения) на перечисление налога. В условиях неизменного курса иностранной валюты это обеспечит поступление именно "эквивалентной суммы". Но, поскольку курс иностранной валюты может существенно меняться даже в течение нескольких дней, необходимых для получения банком инкассового поручения (распоряжения) и продажи им иностранной валюты, рублевая сумма, полученная от продажи иностранной валюты, тоже может оказаться существенно отличающейся от суммы, подлежащей уплате в рублях. Эта разница может еще больше увеличиться за счет того, что иностранная валюта продается на валютных торгах, где котировки, в свою очередь, могут отличаться от официальных котировок. Таким образом, выполняя поручение налогового органа на продажу иностранной валюты, банк может получить рублевую сумму, не соответствующую рублевой сумме налоговой задолженности (сумма неуплаченного налога плюс пени) налогоплательщика.
       В этих условиях важно определить, как должен поступить банк: перечислить всю вырученную от продажи валюты сумму в бюджет (внебюджетный фонд) с тем, чтобы в дальнейшем налоговые органы сами разбирались с налогоплательщиками (налоговыми агентами) в отношении излишне взысканных налогов (если рублевая сумма оказалась больше требуемой, что, скорее всего, и будет происходить в условиях инфляции) в порядке, предусмотренном ст.79 НК, или недоплаченных налогов (если рублевая сумма оказалась меньше требуемой), либо банк должен перечислить только сумму налоговой задолженности, вернув "лишние" рубли налогоплательщику (налоговому агенту).
       Поставленная проблема еще острее стоит в отношении валютных депозитов, взыскание на которые может быть обращено только после истечения срока действия депозитного договора и где "курсовые разницы", возникающие за счет изменения курса иностранной валюты с момента выставления налоговым органом поручения на продажу иностранной валюты до момента, когда она действительно может быть продана, будут очень большими.
       Возможно, что решением проблемы было бы указание налоговыми органами в поручении не точной суммы иностранной валюты, подлежащей продаже, а только суммы налоговой задолженности в рублях и поручение продать иностранную валюту в таком количестве, которое являлось бы достаточным для погашения налоговой задолженности. Тогда все "технические" проблемы, связанные с изменениями официального курса иностранной валюты, автоматически становятся проблемами банков. Они тоже не просты, но решаемы.
       В любом случае, эти вопросы должны найти отражение в рассматриваемой статье при последующих доработках Налогового кодекса, поскольку речь может идти об очень больших суммах и какие-либо неясности или двусмысленности могут "стоить" очень дорого.
       Кроме того, в статье следовало бы определить лицо, на которое должны быть возложены затраты, связанные с продажей валюты на валютных торгах, а также возможные потери из-за разницы между официальным и биржевым курсами валюты. Скорее всего, таким лицом должен быть налогоплательщик (налоговый агент).
       Вторая группа "технических" вопросов связана с тем, что не все банки, имеющие валютные счета клиентов, участвуют в валютных торгах на бирже (например, ЦБ России может вводить соответствующие ограничения) и не все банки могут участвовать во внебиржевой торговле иностранной валютой. Кроме того, дополнительные трудности в реализации положений статьи могут возникнуть в случаях, когда на счете налогоплательщика (налогового агента) находятся денежные средства в так называемых "мягких" валютах.
       К "техническим", по-видимому, следует отнести и обсуждавшийся уже ранее (см. комментарии к ст.11 НК) вопрос о реализации налоговыми органами своих полномочий в отношении депозитных счетов налогоплательщиков в условиях недостаточности информации о таких счетах, связанной с тем, что ни клиенты банков, ни сами банки не должны информировать налоговые органы об открытии или закрытии таких счетов, а для открытия банком депозитного счета не требуется подтверждения из налогового органа о постановке клиента на учет в качестве налогоплательщика.
       В этих условиях налоговым органам остается либо запрашивать большое число банков о том, имеет ли интересующий их налогоплательщик (налоговый агент) в этих банках депозитные счета, либо запрашивать непосредственно налогоплательщика (налогового агента) о том, в каких банках он имеет такие счета. Однако ни банки, ни налогоплательщик (налоговый агент) не обязаны отвечать на подобные запросы налоговых органов75. Для налоговых органов другой возможностью получить требующиеся сведения является назначение камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика (налогового агента), при проведении которой (в рамках встречной проверки) налоговые органы вправе затребовать у банков документы, относящиеся к деятельности налогоплательщика (ст.87 НК), а при выездной налоговой проверке налогоплательщика (налогового агента) можно истребовать первичные документы, в которых можно обнаружить такие сведения.
       Пункт 6 статьи устанавливает разные сроки для исполнения банками инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов на перечисление налогов в зависимости от того, производится взыскание с рублевых или валютных счетов. В первом случае — это один день, во втором — два дня, что обусловлено тем, что для исполнения поручения по взысканию налога с валютного счета банк сначала должен продать валюту, для чего требуется дополнительное время.
       Поправками в п.6 статьи законодатель дополнительно подчеркнул, что все перечисления (в том числе за счет продажи иностранной валюты с валютных счетов) производятся постольку, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что, продав иностранную валюту клиента по поручению налогового органа для уплаты налогов, банк может оказаться в ситуации, когда еще до перечисления вырученной рублевой суммы возникнут дополнительные требования к счету клиента, имеющие приоритет перед налоговыми платежами. В таких условиях банк должен будет вначале осуществить приоритетные платежи за счет того же источника. В свою очередь, это приведет к тому, что банк не исполнит в полном объеме в установленный срок инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа и формально может быть подвергнут санкциям за такое нарушение. Для того, чтобы выполнить поручение налогового органа банк должен будет вновь продавать находящуюся на счетах налогоплательщика (налогового агента) иностранную валюту.
       Такой же порядок сохраняется и в случае, если денежных средств на счетах налогоплательщика недостаточно для исполнения в полном объеме инкассового поручения (распоряжения) налогового органа. По мере поступления денежных средств на рублевые или валютные счета налогоплательщика (налогового агента) банк исполняет инкассовое поручение в те же сроки, если это не противоречит (опять же) порядку очередности платежей, установленных гражданским законодательством.
       Поскольку денежных средств на банковских счетах налогоплательщика (налогового агента) может не оказаться или быть недостаточно, а дополнительных поступлений может и не предполагаться, в распоряжении налоговых органов имеется также возможность взыскать налоги за счет иного имущества налогоплательщика (иного обязанного лица), как это предусмотрено ст.47 НК.
       Выделим еще один необычайно важный, но не раскрытый в статье вопрос о том, что считать моментом уплаты налога в случае, если налоговый орган прибегает к взысканию налога за счет денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента)? Момент поступления в банк инкассового поручения (распоряжения) на перечисление налога? Момент списания средств со счета? Момент поступления этих средств в бюджет (внебюджетный фонд)? От ответа на этот вопрос зависит не только срок (а, следовательно, и сумма), в течение которого на недоимку начисляются пени, но и возможность применения к банку мер, обеспечивающих поступление соответствующих средств в бюджетную систему. Возможные решения и их последствия обсуждаются далее в комментариях к ст.60 НК.
       Для ст.46, 47 НК и некоторых других, посвященных исполнению обязанности по уплате налогов, принципиальное значение имеет прямо в этих статьях не раскрытый и требующий дополнительного исследования вопрос о том, может ли быть обращено взыскание налога на денежные средства или другое имущество "иного обязанного лица" (в терминологии части первой НК от 16.07.1998г., не используемой в редакции от 09.07.1999г., соответствующей Федеральному закону №154-ФЗ), не являющегося налогоплательщиком или налоговым агентом, если на это лицо возложена обязанность по уплате налога. Такой вопрос возникает76, например, при реорганизаций организации-налогоплательщика в тех случаях, когда обязанность по уплате налога в соответствии со ст.50 НК "наследуется" правопреемником налогоплательщика. Из норм ст.50 НК следует, что правопреемник является обязанным лицом, на которое непосредственно Налоговым кодексом возлагается обязанность уплатить за налогоплательщика неуплаченные последним налоги, пени, а при определенных обстоятельствах и наложенные штрафы.
       Очевидно, что, как правило, правопреемник является одновременно и самостоятельным налогоплательщиком в отношении "своих" налогов, но является ли он при этом налогоплательщиком "чужих", унаследованных им, налогов? Ст.19 НК, определяющая налогоплательщиков как лиц, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги, не дает однозначного ответа на этот вопрос, поскольку, по-видимому, ориентируется прежде всего на длящиеся отношения и на уплату налогов, обусловленных их собственной деятельностью (или наличием других объектов налогообложения). Вывод о том, что иные обязанные лица (правопреемники, поручители, наследники, лица, уполномоченные органами опеки, и др.) не относятся к налогоплательщикам, подтверждается и тем, что законодатель изначально отделял эту категорию от налогоплательщиков, используя в большом количестве статей триаду "налогоплательщики, налоговые агенты и иные обязанные лица" либо применял выражение "налогоплательщики или иные обязанные лица". В пользу такой интерпретации говорит также то, что в соответствии с дополнениями к ст.50 и 51 НК указанные лица пользуются всеми правами и исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для налогоплательщиков.
       Однако если исходить из того, что иные обязанные лица налогоплательщиками не являются, можно сделать вывод, что к ним неприменимо принудительное взыскание налогов за счет денежных средств на банковских счетах и за счет иного имущества в порядке, предусмотренном ст.46 и 47 НК, поскольку, наделив их всеми правами и обязанностями налогоплательщиков, Кодекс не наделил налоговые органы правом действовать в отношении этих лиц так же, как в отношении налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство (в отношении налоговых агентов НК такими правами налоговые органы наделил, прямо указав на это в ст.46—48 НК). Таким образом, если иные обязанные лица не платят вмененные им за других налогоплательщиков налоги, то налоговые органы должны обращаться в суд.

       74 В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 №154-ФЗ, если до 18.08.1999 десятидновный срок принятия решения о взыскании налога (сбора, пени) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента не истек, то указанный срок увеличивается до 60 дней.
       75 В п.1 ст.23 НК среди обязанностей налогоплательщика указаны лишь обязанности представлять в случаях, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп.5), и предоставлять необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК (подп.7). Поскольку обсуждаемые случаи в НК не предусмотрены, то и перечисленные обязанности к рассматриваемой ситуации не относятся. Еще меньше возможностей у налоговых органов в получении нужной информации от налоговых агентов.
       76 Но не исчерпывается этой ситуацией

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk046.shtml