Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk053.shtml

Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка
       1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.
       В случаях, указанных в настоящем Кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных настоящим Кодексом.
       2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Комм. Шаталов С.Д.

       Статья определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или любую иную характеристику объекта налогообложения, а налоговую ставку — как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
       Наиболее важным элементом рассматриваемой статьи является разграничение компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти разного уровня и органов местного управления в установлении правил определения налоговой базы по отдельным налогам и в установлении налоговых ставок. Нарушение установленного в ст.53 порядка может служить основанием для признания соответствующего законодательного или нормативного акта (или отдельных его положений) несоответствующим НК и, следовательно, нелегитимным.
       В отношении федеральных налогов предусматривается, что налоговая база по каждому налогу и порядок ее определения устанавливаются исключительно НК.
       Этот же подход использован и при определении компетенции различных органов в установлении налоговых ставок. Как правило, налоговые ставки по федеральным налогам также должны устанавливаться НК. Однако ст.53 предусматривает возможность законодателя в отдельных случаях делегировать полномочия по установлению налоговых ставок Правительству Российской Федерации. Каждый такой случай передачи полномочий должен быть прямо указан в Кодексе.
       Ранее Правительство РФ обладало, например, полномочиями по установлению ставок таможенных пошлин, акцизов на нефть, отдельных видов платежей за пользование природными ресурсами. На вопрос, изменятся ли эти полномочия в будущем, должна ответить специальная часть НК.
       Все приведенные в статье нормы в полном объеме вступают в действие только после введения в действие части второй НК, а до этого момента в соответствии со ст.5 Вводного закона при определении налоговой базы и налоговых ставок следует руководствоваться действующими законами о налогах.
       Пункт 2 статьи с введением в действие специальной части НК в определенной степени ограничит права региональных органов власти и органов местного самоуправления в налоговом регулировании, поскольку предусматривает, что в отношении региональных и местных налогов налоговая база и порядок ее определения тоже устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом. Это не вполне согласуется со ст.56 НК, предоставляющей региональным органам законодательной власти и представительным органам местного самоуправления право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, которые, в частности, могут сводиться к корректировке налоговой базы за счет дополнительных вычетов, например, в отношении отдельных видов доходов или затрат либо в отношении отдельных видов имущества, подлежащего налогообложению.
       Кроме того, статья предусматривает, что непосредственно в НК должны быть установлены предельные значения налоговых ставок по региональным и местным налогам. Соответственно, налоговые ставки по этим налогам могут устанавливаться только в указанных пределах.
       Правом устанавливать конкретные налоговые ставки по региональным и местным налогам статья наделяет исключительно законодательные органы власти субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления без права делегировать эти полномочия исполнительным органам. Это довольно жесткое решение может вызвать определенные технические трудности, например при введении на подведомственной территории налога на вмененный доход, предусматривающего значительную его дифференциацию в зависимости от многочисленных факторов и обстоятельств.
       Отметим также, что рассматриваемая статья, к сожалению, умалчивает о сборах. Не определяется, в частности, и компетенция различных органов власти и органов местного самоуправления в определении базы и ставок сборов, т.е., по существу, размера сборов.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk053.shtml