Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk056.shtml

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
       1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
       Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
       2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Комм. Шаталов С.Д.

       Льготами по налогам и сборам (налоговыми льготами — в терминологии ст.12, 17 и 21 НК) признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Налоговые льготы могут уменьшать подлежащую уплате сумму налога или сбора вплоть до полного освобождения от уплаты того или иного налога.
       Статья не ограничивает простора для предоставления самых разнообразных налоговых льгот, поэтому у законодателя (особенно на федеральном уровне) имеются достаточно широкие возможности для поиска оптимальных решений, включая дополнительные вычеты или скидки при определении налоговой базы, пониженные налоговые ставки и т.д., если это не вступает в конфликт с НК и другими актами законодательства о налогах и сборах, как это может случиться в силу содержащихся в ст.53 НК (см. комментарии) жестких ограничений на правила определения налоговой базы и применения налоговых ставок.
       В соответствии с п.1 ст.56 основания, порядок и условия применения налоговых льгот должны устанавливаться законодательством о налогах и сборах, а нормы этого законодательства не могут носить индивидуального характера.
       Вместе с тем п.2 этой же статьи (ныне исключенный) допускал индивидуальные льготы по федеральным, региональным и местным налогам (но не сборам) "в исключительных случаях", для чего законодательные органы власти (представительные органы местного самоуправления) должны были принять соответствующий нормативный правовой акт законодательства о налогах и сборах.
       Это положение было не только крайне сомнительным по своей сути, но и плохо согласовалось с концепцией НК и его направленностью на создание разумной и справедливой налоговой системы в России.
       При сохранении в НК указанной нормы можно было прогнозировать поток лоббистов от отдельных налогоплательщиков к законодателям всех уровней, доказывающих, и не без успеха, необходимость персональных льгот и исключительность их случаев, тем более что НК не дает никаких ориентиров в отношении того, какие случаи могут считаться исключительными. В итоге налоговая система России могла оказаться похожей на решето.
       Однако большого ущерба налоговая система понести, по-видимому, не успела из-за кратковременности действия этой нормы. С 18 августа 1999г. норма о допустимости индивидуальных налоговых льгот исключена из рассматриваемой статьи. Для тех налогоплательщиков, которые до ее отмены уже успели получить индивидуальные налоговые льготы, предусмотрены специальные переходные положения ("дедушкина оговорка"), зафиксированные в ст.2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 09.07.1999г. №154-ФЗ. В соответствии с ними, если в период с 1 января до 10 августа 1999г., когда индивидуальные налоговые льготы были возможны, налогоплательщику были предоставлены такие льготы региональными органами законодательной власти или представительными органами местного самоуправления (на федеральном уровне в это время индивидуальные налоговые льготы не предоставлялись), то эти льготы действуют в течение всего того срока, на который они были предоставлены. Если же при предоставлении таких налоговых льгот сроки их использования не устанавливались, то они прекращаются с 1 января 2000г.
       Пункт 2 (п.3 — в прежней редакции) рассматриваемой статьи предоставляет налогоплательщику, а в силу п.3 ст.21 НК и плательщику сборов, право отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. При этом допускается, что НК в специально оговоренных случаях может лишить налогоплательщика такого права и обязать его использовать налоговые льготы.
       В связи с таким правом налогоплательщика подчеркнем, что приостановление использования налоговой льготы возможно только на время, кратное налоговому периоду. По большинству налогов это означает, что подобное приостановление возможно на один, два года или большее число лет, но невозможно на месяц, квартал или полтора года. В то же время по отдельным налогам, например НДС, со значительно более короткими налоговыми периодами (месяц, квартал) такое приостановление возможно и на периоды меньше одного года.
       Нормы ст.56 заслуживают более глубокой проработки, поскольку не отвечают на вопрос о том, в каком порядке должны использоваться налоговые льготы. Не отвечает на этот вопрос и ст.21 НК, наделяющая налогоплательщика правом "использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах". Конечно, можно надеяться на то, что упомянутый порядок по каждому конкретному налогу будет описан в специальной части НК, а также в региональном и местном законодательстве о налогах и сборах, но общие подходы и правила заслуживали вынесения в первую часть НК.
       Прежде всего, для использования налоговых льгот необходимы соответствующие основания. Если такие основания присутствуют, возникает вопрос: должен ли налогоплательщик доказывать это налоговым органам и получать от них подтверждение на право использовать льготный режим или ему достаточно будет проинформировать налоговые органы о наличии таких оснований и намерении воспользоваться налоговой льготой? Возможен и третий вариант, при котором налогоплательщик может заявить о таких основаниях и использовании налоговой льготы post factum, т.е. при представлении налоговой декларации и уплате налога. Наконец, теоретически можно обойтись вообще без какого-либо информирования налоговых органов, предоставив последним возможность самостоятельно провести расследование и попытаться найти соответствующие основания.
       В продекларированных Налоговым кодексом условиях тотальной правоты и презумпции невиновности налогоплательщика, когда все неустранимые сомнения решаются в его пользу, эти вопросы далеко не бессмысленны. Законодатель изначально должен стремиться к тому, чтобы неустранимых сомнений относительно прочтения норм закона было как можно меньше.
       Не менее важен и порядок, в котором налогоплательщик будет отказываться от использования налоговых льгот или приостанавливать их использование. В качестве иллюстрации можно привести нормы Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающие возможность отдельным налогоплательщикам, например "инвалидным организациям", отказаться от некоторых налоговых льгот, предусмотренных ст.5 этого Закона. Поскольку в соответствии со ст.5 Вводного закона ссылки в п.3 (теперь в п.2) ст.56 НК на Налоговый кодекс приравниваются к ссылкам на действующие законы о налогах и сборах, возможность отказаться от использования налоговых льгот может быть реализована, только если иное не предусмотрено упомянутым законом о НДС, разрешающим, в свою очередь, такой отказ лишь очень узкой группе налогоплательщиков и обязывающим остальных налогоплательщиков использовать налоговые льготы.
       Пока же в распоряжении налогоплательщиков и налоговых органов есть только разъяснение из совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999г. №41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", в соответствии с которым сам по себе факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении налоговой декларации за конкретный налоговый период не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
       По-видимому, из приведенного разъяснения можно сделать вывод о том, что отказ от использования (или приостановление использования) налоговой льготы должен быть явно выражен налогоплательщиком, например, в форме заявления (уведомления), направляемого в налоговый орган. В этом документе налогоплательщик должен явно сформулировать — с указанием на конкретные нормы Кодекса или действующего закона о налоге, — от каких именно налоговых льгот он отказывается и на какое время. Логично было бы установить, что такой документ подается заблаговременно и не может быть изменен или отозван налогоплательщиком в указанный период времени, при этом можно было бы допустить его автоматическое продление, если налогоплательщик не выразил желания отказаться от такой практики в будущем. Перечисленные условия в случае их реализации способствовали бы открытости и стабильности отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами и свели бы к минимуму споры между ними.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk056.shtml