Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk069.shtml

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора
       1. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
       2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
       3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
       4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
       Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
       5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
       6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
       В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
       7. Требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
       8. Правила настоящей статьи применяются также в отношении требования об уплате сбора.
       9. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требование о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Комм. Шаталов С.Д.

       Отвлекаясь от предыдущей версии института требования об уплате налога (см. комментарии к гл.9 НК), остановимся только на последних редакциях ст.69 и 70 НК.
       Пункт 1 рассматриваемой статьи определяет требование об уплате налога как направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налогов, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту неуплаченную сумму и соответствующие (начисленные на нее) пени.
       В соответствии с п.8 и 9 статьи такое требование в сходных обстоятельствах может быть направлено также плательщику сборов или налоговому агенту. С учетом особенностей, установленных таможенным законодательством (пока такие особенности отсутствуют), таможенные органы тоже имеют возможность направить налогоплательщику требование об уплате налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Видимо, только как очередной дефект можно рассматривать тот факт, что статья не наделила правом направлять требования об уплате налогов органы государственных внебюджетных фондов, на которые НК возложил контроль за уплатой налогов, зачисляемых в эти фонды. Не обладая такими полномочиями, они не смогут реализовать и те права налоговых органов в отношении принудительных мер взыскания налогов, составной частью которых является предварительное направление требования и которые невозможны до истечения срока уплаты, установленного требованием об уплате налога.
       Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2) и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.3). Оно является первым шагом в обеспечении исполнения основной обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Если требование не будет исполнено в установленные сроки, налоговые органы получат возможность применять меры по взысканию недоимки в бесспорном (с организаций) или судебном (с физических лиц) порядке. Таким образом требование об уплате налога можно рассматривать как сигнал налогоплательщику о начале официальных процедур, которые должны привести к уплате налогов (сборов) и начисленных за несвоевременную уплату пеней. Одновременно оно является свидетельством того, что налоговые органы предприняли меры для того, чтобы налоги были уплачены добровольно. Только при наличии такого свидетельства возможны иные, более жесткие меры.
       Учитывая столь значимую роль требований об уплате налога в налоговых правоотношениях, было бы разумно направлять их и иным лицам, обязанным уплатить налоги за других налогоплательщиков (правопреемникам, наследникам, лицам, уполномоченным органами опеки, поручителям и т.д.). Однако ст.69 не предусматривает этого (первая редакция статьи допускала требования об уплате налога и к иным обязанным лицам). Возможно, это связано с тем, что всех таких лиц в части исполнения ими обязанности по уплате "чужих" налогов законодатель наделил правами и обязанностями налогоплательщиков, что, по его мнению, видимо, должно наделить налоговые органы по отношению к этим лицам такими же правами, как по отношению к налогоплательщикам. Однако такой вывод является спорным. Во всяком случае, наделив налоговых агентов всеми правами и некоторыми обязанностями налогоплательщиков, законодатель в НК всякий раз отдельно определяет полномочия налоговых органов по отношению к этой категории лиц.
       Возвращаясь к рассматриваемой ст.69, подчеркнем, что требование об уплате налога должно содержать (п.4):
       — сумму задолженности;
       — сумму пеней, начисленных на момент направления требования;
       — срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах (и пропущенный налогоплательщиком);
       — срок исполнения требования;
       — меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены при неисполнении требования;
       — подробные данные об основаниях взимания налогов93;
       — ссылку на положения закона о налогах,, которые обязывают налогоплательщика (иное обязанное лицо) уплатить налог.
       Специально отметим, что в требовании об уплате налога сумма пеней на момент его выставления вьщеляется и показывается отдельно от суммы неуплаченного налога и не является окончательной, поскольку с момента направления требования до момента уплаты всей суммы пеней может пройти определенное время. За каждый дополнительный день пени должны быть рассчитаны лицом, получившим требование, самостоятельно.
       Требование об уплате налога не содержит информации о сумме штрафов, даже если налоговая задолженность возникла в результате нарушения налогоплательщиком (или иным обязанным лицом) налогового законодательства, как и не требует их уплаты. Вопрос о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения решается каждый раз отдельно в порядке, установленном ст.101 и 104 НК.
       В общем случае требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Если же речь идет о налогах, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, то в соответствии с п.7 ст.69 такое требование направляется таможенным органом в порядке, установленном НК, но с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством (как уже отмечалось, в настоящее время таможенное законодательство не содержит таких особенностей, равно как не предусматривает института требования об уплате налога).
       Для обеспечения получения требования об уплате налога адресатом статья устанавливает (п.6), что такие требования могут быть переданы руководителям (законным или уполномоченным представителям) организаций и физическим лицам (их законным или уполномоченным лицам) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения требования, то требование направляется заказным письмом, которое считается полученным по истечении 6 дней с даты отправки.
       Отметим особо, что обжалование требования об уплате налога или сбора в общем случае не приостанавливает его исполнения. Исключения из этого правила возможны в порядке и на условиях, предусмотренных ст.141 НК, т.е. по усмотрению налогового органа.

       93 Эта позиция в требовании об уплате налога, по-видимому, относится к требованиям, выставляемым по результатам налоговых проверок, в случаях, когда налоговые органы выявляют неправильное исчисление налоговой базы и (или) неправильную уплату налогов в прошедших налоговых периодах. Тогда налоговые органы должны будут указать со ссылкой на конкретные нормы НК или иных актов законодательства о налогах и сборах все те моменты, в которых, по мнению налоговых органов, налогоплательщиком допущены отступления от норм налогового законодательства.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk069.shtml