Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk077.shtml

Статья 77. Арест имущества
       1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
       Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
       2. Арест имущества может быть полным или частичным.
       Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
       Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
       3. Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
       4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.
       5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
       6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.
       7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
       Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.
       8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
       9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
       10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
       Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).
       11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
       12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.
       13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.
       Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
       14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента-организации и плательщика сбора-организации.

Комм. Шаталов С.Д.

       Сразу же подчеркнем, что определяемые НК механизмы и режимы ареста имущества принципиально отличаются от предусмотренного ст.51 Федерального закона "Об исполнительном производстве" ареста имущества, в котором данная процедура является не более чем промежуточным этапом обращения взыскания на имущество должника, осуществляемого непосредственно судебными приставами-исполнителями. В соответствии с указанным Федеральным законом налоговый орган, передав судебному приставу-исполнителю решение о взыскании налога за счет имущества должника, снимает с себя всякую ответственность за дальнейшее развитие событий, а судебный пристав-исполнитель действует как некая "бездушная машина" в направлении реализации такого решения.
       Два механизма ареста, предусмотренные ст.77, позволяют во многих случаях вообще избежать процедуры взыскания налога за счет имущества, поскольку направлены прежде всего на установление режима контроля над тем, как владеет, пользуется или распоряжается этим имуществом налогоплательщик. Такой режим контроля должен в большинстве случаев способствовать погашению недоимки непосредственно должником.
       С учетом п.14 ст.77 положениями этой статьи могут воспользоваться налоговые и таможенные органы в отношении имущества налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (но не иных обязанных уплатить налог в силу закона лиц).
       В соответствии с п.1 рассматриваемой статьи арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.
       Присутствующая в определении ареста имущества диспозиция в отношении того, что такие действия возможны только с санкции прокурора, относится, скорее, не к самой дефиниции, а к механизму последующей реализации таких мер уполномоченными органами. Санкция прокурора должна подтвердить достаточность оснований (и, соответственно, аргументов налоговых или таможенных органов, обосновывающих эти основания) полагать, что налогоплательщик примет меры, чтобы скрыться либо скрыть имущество. Эти основания подлежат оценке наряду с соблюдением указанными органами других процессуальных норм, вытекающих из того, что такая мера возможна только по истечении установленного срока уплаты налога.
       В п.1 статьи имеется определенное внутреннее противоречие либо недосказанность: с одной стороны, в приведенном определении арест имущества квалифицируется как способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога (т.е. решение о взыскании уже должно быть принято налоговым или таможенным органом), а с другой стороны, при описании условий применения ареста имущества в качестве основных достаточных условий указываются неуплата налога в установленный срок и наличие уже упоминавшихся оснований полагать, что налогоплательщик будет противодействовать взысканию налога за счет имущества. Поскольку в статье не уточняется, что под установленным сроком понимается срок, указанный в требовании об уплате налога, а не установленный непосредственно законодательством о налогах и сборах или измененный уполномоченным на то органом срок уплаты, то можно предположить, что одним из достаточных оснований для ареста имущества является задержка налогоплательщика с уплатой налога, т.е. возникновение у него недоимки по налогу за какой-то отчетный или налоговый период (по которой, быть может, требование об уплате налога еще даже не направлялось налогоплательщику). По-видимому, правильнее было бы говорить не о "неисполнении налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налогов", а о неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога в установленные сроки. Такое уточнение сразу сняло бы все вопросы.
       Внесенные в статью изменения сняли второе внутреннее противоречие между п.1 и 4 статьи, допускавшими арест имущества физического лица, в то время как налоговые (таможенные) органы не имеют полномочий обращать взыскание налога на имущество физических лиц, не могут принимать подобных решений и должны обращаться в суд. Теперь арест имущества с санкции прокурора может применяться только в отношении имущества организаций.
       Арест имущества физических лиц возможен лишь в том случае, если, обращаясь в суд с иском о взыскании налога, налоговый (таможенный) орган сопроводит исковое заявление ходатайством о наложении ареста на имущество физического лица (см. комментарии к ст.48 НК), не требующим санкции прокурора. Режим ареста в этом случае будет определяться Федеральным законом "О судебном производстве".
       Арест может быть наложен на все имущество организации, но в любом случае аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога (п.4 и 5 ст.77).
       Не останавливаясь на процессуальных моментах, связанных с арестом имущества, остановимся только на сущностных вопросах.
       Как уже отмечалось в комментариях, статья предполагает возможность существования двух различных режимов ареста имущества. В соответствии с предложенной классификацией (п.2 ст.77) арест может быть полным или частичным.
       Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении принадлежащего ему имущества, при котором это лицо не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются исключительно с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа. Из приведенного определения видно, что "полнота" ареста в этом случае является достаточно условной.
       Частичным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении принадлежащего ему имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется исключительно с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа. Очевидно, что режим, соответствующий частичному аресту имущества, является более мягким по сравнению с режимом полного ареста.
       Как при полном, так и при частичном аресте налогоплательщик не лишается права владеть и пользоваться арестованным имуществом, но такое владение и пользование возможно только под контролем налогового (таможенного) органа и только с его разрешения. Если арест наложен на основные средства производственного назначения, то налоговый орган, скорее всего, разрешит использовать их для продолжения производства и реализации товаров (работ, услуг).
       Отличие между этими двумя режимами состоит в разном подходе к ограничению права распоряжаться арестованным имуществом. При полном аресте такое право приостанавливается безусловно, а при частичном аресте распоряжение арестованным имуществом возможно под контролем и с согласия налогового (таможенного) органа.
       Режим частичного ареста весьма важен в случае применения его, например, к товарно-материальным запасам. Реализовав товарные запасы под контролем налогового (таможенного) органа, налогоплательщик может полностью или частично исполнить требование об уплате налога и продолжить свою деятельность. Если же к этим товарным запасам применить режим полного ареста, то возможности самостоятельного исполнения этого требования за счет реализации собственного имущества у налогоплательщика будут значительно сужены. Поэтому в правоприменительной практике налоговые (таможенные) органы к разным видам имущества одного и того же лица, скорее и чаще всего, будут применять разные режимы ареста.
       Арест имущества производится по постановлению руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа в присутствии понятых с составлением протокола и описи арестованного имущества (п.7—10 ст.77). Отметим, что в соответствии с п.12 ст.77 самовольное отчуждение, растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Пункт содержит и ссылку на привлечение виновных к ответственности, предусмотренной ст.125 НК и (или) иными федеральными законами, правда, не за самовольное отчуждение, растрату или сокрытие арестованного имущества, а за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Поскольку статья не содержит норм, квалифицирующих, какие действия в отношении арестованного имущества являются неправомерными, можно предположить, что в качестве неправомерных на практике будут рассматриваться любые действия, на которые налогоплательщик (плательщик сборов или налоговый агент) не получил специального письменного одобрения налогового (таможенного) органа.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk077.shtml