Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk078.shtml

Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени
       1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
       2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.
       3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
       В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
       4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
       5. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
       6. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
       7. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
       8. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
       9. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
       При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
       Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.
       10. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации.
       В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.
       11. Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
       12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
       13. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.

Комм. Шаталов С.Д.

       Практически каждый налогоплательщик, излишне уплатив в бюджет или внебюджетный фонд какую-либо сумму в виде налогов или сборов (а также начисленных на них процентов), имеет право на то, чтобы эта сумма была возвращена ему в кратчайшие сроки, либо направлена на погашение налоговой задолженности по этому же или другим налогам, либо зачтена в счет предстоящих налоговых платежей. При несвоевременном возврате излишне уплаченных сумм они должны возвращаться с процентами.
       В соответствии с п.1 и 11 ст.78 правом на зачет и возврат излишне уплаченных сумм обладают налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Явную несправедливость в отношении иных лиц, не являющихся налогоплательщиками, но по каким-либо причинам излишне заплативших "чужие" налоги (правопреемник — за реорганизованную организацию; лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства, — за безвестно отсутствующего; опекун — за недееспособное лицо), законодатель частично исправил, внеся поправки в ст.50 и 51 НК и наделив перечисленных лиц всеми правами налогоплательщика, в том числе правом на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов (подп.5 п.1 ст.21 НК). Поэтому, несмотря на то что эти лица не указаны в ст.78, они тоже теперь вправе требовать возврата (зачета) излишне уплаченного налога.
       Проблема остается нерешенной для другой группы лиц, излишне заплативших "чужие" налоги, но не вошедших в список лиц, наделенных в связи с этим правами налогоплательщиков. В частности, она не решена для наследников, излишне уплативших налоги за умерших.
       Право на возврат не является бессрочным. Возврат излишне уплаченных сумм налогов возможен только в том случае, если заинтересованное лицо подаст заявление о возврате в течение трех лет с момента излишней уплаты (п.8 ст.78). Право на зачет налогов в счет других налоговых платежей не ограничено во времени (скорее всего, опять-таки в результате "забывчивости" законодателя).
       Зачет и возврат излишне уплаченных налогов осуществляется налоговыми органами на основании письменного заявления заинтересованного лица, а при наличии у последнего недоимки по налогам налоговые органы вправе самостоятельно произвести такой зачет (п.4 и 5 ст.78).
       Пункты 12 и 13 статьи возлагают на таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов зачет и возврат "своих" налогов, наделяя эти органы всеми правами и обязанностями, предусмотренными главой для налоговых органов. Эти нормы введены с 18 августа 1999г., а до этой даты предполагалось, что все связанное с возвратом и зачетами налогов должны сконцентрировать в своих руках налоговые органы. Для этого им было необходимо взять под свой контроль всю информацию, связанную с уплатой налогов, независимо от "подведомственности" последних. Чтобы обеспечить налоговые органы информацией, НК возлагал на таможенные органы обязанность информировать налоговые органы по месту учета налогоплательщика обо всех излишне уплаченных [им] суммах таможенных платежей в десятидневный срок"99. В свою очередь, основываясь на собственной информации и информации, полученной от таможенных органов, налоговые органы были обязаны сообщать налогоплательщикам о каждом ставшем им известном факте излишней уплаты налога и излишне уплаченных суммах не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
       Допуск таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов к зачетам и возвратам налогов потребовал внести коррективы в правила обмена информацией, но сделано это было крайне неудачно.
       В результате органы государственных внебюджетных фондов не обязаны передавать другим вовлеченным в этот процесс органам никакой информации, а таможенные органы должны поставлять налоговым органам совершенно бесполезную для последних информацию о всех излишне уплаченных суммах налога, которые были зачтены в счет "предстоящих налогов"100 или были возвращены непосредственно таможенными органами. Если законодатель предполагал возможность "перекрестного зачета" налогов, контролируемых разными органами и уплачиваемых в разные бюджеты и внебюджетные фонды, то намного важнее было бы обмениваться между этими органами информацией об объемах недоимки и имеющихся переплатах по проблемным налогоплательщикам, чем о суммах возвращенных налогов. Однако появление дополнительных участников зачетно-возвратной деятельности со специализацией по "своим" налогам и снижение координирующей роли налоговых органов позволяет сделать вывод, что движение идет скорее в противоположном направлении.
       По новой редакции п.3 ст.78 налоговый орган должен различать факты излишней уплаты налогов и факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налогов. О всех фактах излишней уплаты и излишне уплаченных суммах налоговый орган должен сообщить налогоплательщику в течение одного месяца со дня их обнаружения. При обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налогов, налоговые органы имеют право (но не обязаны) направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов, чтобы окончательно определиться, был ли факт излишней уплаты и какова излишне уплаченная сумма.
       Пункты 4, 5 и 7 статьи устанавливают, что для зачета или возврата налогов необходимы заявления налогоплательщиков и соответствующие решения (хотя статья прямо и не говорит о решении налогового органа о возврате налога, предусматривая его только для зачета, трудно представить, что для возврата средств из бюджета не потребуется никаких решений) налогового органа (или другого органа, контролирующего "свои" налоги).
       На заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченной суммы в счет предстоящих платежей налоговые органы должны отреагировать почти мгновенно, если зачет осуществляется в рамках одного и того же бюджета (внебюджетного фонда). На принятие решения о зачете налоговому органу отводится 5 дней (п.4), за которые он, очевидно, должен проверить обоснованность заявления и факт излишней уплаты налога (напомним, что в соответствии с п.2 ст.45 НК налог считается уплаченным после вынесения решения налоговым органом)101. В некоторых случаях это будет не так просто и отведенный для принятия решения срок выгладит нереалистичным.
       Поскольку отношения, подлежащие регулированию п.5 ст.78 практически не отличаются от отношений, затронутых в п.4 ст.78, но содержат иные нормы, важно выяснить намерения законодателя и причину, по которой он принимает разные решения в аналогичных ситуациях. И в том и в другом случаях речь идет о зачете излишне уплаченной суммы налога и налогов, уплачиваемых в тот же бюджет, в который была переплата. Но в первом случае говорится только о предстоящих платежах (не обязательно по тому же самому налогу, по которому произошла излишняя уплата), во втором случае — об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, на уплату пеней или погашение недоимки. Погашение недоимки вряд ли можно отделить от исполнения обязанности по уплате налогов, поэтому само погашение в этом целевом раду выгладит совершенно излишним. В соответствии же со ст.45 НК возможно досрочное исполнение обязанности по уплате налога, поэтому понятие уплаты налога в счет предстоящих платежей поглощается термином исполнение обязанности по уплате налога. Таким образом, все отношения, регулируемые п.4, одновременно (и иначе) регулируются и более общим по охвату тематики п.5.
       Пункт 5 не предусматривает быстрых (в течение 5 дней) решений со стороны налоговых органов (что не отменяет действия п.9 ст.78, предусматривающего выплату процентов налогоплательщику за несвоевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов), отводя на принятие решения предусмотренный п.6 срок (две недели).
       Налоговые органы наделены правом и самостоятельно (без соответствующего заявления налогоплательщика?) произвести зачет (п.5 ст.78) в случае, если имеется недоимка по другим налогам (а если по тому же самому налогу, но за другие отчетные или налоговые периоды?).
       О вынесенном решении о зачете налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи заявления о зачете (п.6 ст.78). Эта норма не работает, если налоговый орган в соответствии с п.5 ст.78 самостоятельно принимает решение о зачете. По-видимому, отсутствие в НК нормы об информировании налогоплательщика не должно освобождать налоговые органы от обязанности сообщить ему в разумные сроки о принятом решении и проведенном зачете.
       Для возврата излишне уплаченных налогов налогоплательщик тоже должен обратиться с заявлением в налоговый орган, который, в свою очередь, должен убедиться в отсутствии у заявителя недоимки по налогам и сборам, задолженности по пени перед тем бюджетом (внебюджетным фондом), за счет средств которого должен быть осуществлен возврат. Если такая недоимка или задолженность имеется, возврат производится только после проведения зачета.
       В соответствии с п.9 статьи возврат производится в течение одного месяца со дня подачи заявления за счет того бюджета (внебюджетного фонда), в который ранее произошла переплата. При нарушении этого срока на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка России.
       Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится в российской валюте независимо от того, в какой валюте произошла излишняя уплата налога (п.10 ст.78).
       Если налог уплачивался в иностранной валюте, сумма, подлежащая зачету или возврату, определяется исходя из курса Центрального банка России на день излишней уплаты. Дополнительно законодатель установил, что если налог излишне уплачен в иностранной валюте, то для определения суммы, на которую начисляются проценты, она переводится в рубли по курсу ЦБ на день излишней уплаты (п.9 ст.78).
       Для случаев, когда налог был излишне уплачен до введения в действие части первой НК, а возврат производится после этой даты, Вводный закон в ст.91 предусмотрел специальные переходные правила. В соответствии с ними суммы налога, излишне уплаченные до 01.01.1999г. и подлежащие возврату в соответствии со ст.78 НК, возвращаются налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления. При этом, если заявление подано налогоплательщиком до 01.01.1999г., его повторной подачи не требуется. На сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты в порядке, предусмотренном ст.78 НК, но начисление процентов на эти суммы начинается не ранее 1 января 1999г.

       99. Законодатель не указал, с какого момента должен отсчитываться этот срок, но с большой долей уверенности можно предполагать, что с того момента, когда ему стало известно об излишней уплате.
       100. Под "предстоящими налогами" законодатель, видимо, понимает суммы, уплачиваемые в счет предстоящих налоговых платежей, больше характерные для "внутренних" налогов, чем для налогов (и налогоплательщиков), контролируемых таможенными органами.
       101 В комментариях к ст.45 НК подробно обсуждается использованная законодателем формула после вынесения решения применительно к тому, что можно считать моментом уплаты налога, если применяется зачетная схема его уплаты. Есть основания полагать, что моментом уплаты в случаях, когда налогоплательщиком подается заявление о зачете излишне уплаченных налогов в счет погашения налоговой задолженности, следует признать момент подачи такого заявления. При такой трактовке положений НК вполне вероятная задержка налогового органа с принятием решения будет иметь менее тяжелые для налогоплательщика последствия, поскольку в течение всего промежутка времени с момента подачи заявления до момента вынесения решения пени на неуплаченные налоги (в отношении которых должен быть применен зачет) не должны начисляться. Косвенным подтверждением такого вывода является то, что в ст.78 и 79 НК не упоминается о возможности начисления процентов на зачитываемую сумму при несвоевременном зачете, в то время как при несвоевременном возврате начисление процентов обязательно.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk078.shtml