Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk086-1.shtml

Статья 861. Налоговый контроль за расходами физического лица
       1. Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество, указанное в настоящей статье (далее — налоговый контроль за расходами физического лица). Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.
       2. К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:
       1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
       2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
       3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
       4) культурные ценности;
       5) золото в слитках.
       3. Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного в настоящей статье, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

Комм. Шаталов С.Д.

       Статьи 861, 862 и 863 НК вводятся в действие с 1 января 2000г. и должны заменить собой признанный утратившим силу Федеральный закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея указанного Закона и внесенных в Кодекс статей, дублирующих его основные положения, — дать налоговым органам дополнительные возможности для отслеживания крупных сделок физических лиц с определенными видами имущества для контроля соответствия крупных расходов этих лиц продекларированным ими доходам. Если налоговый орган обнаруживает, что расходы значительно превышают доходы, с которых уплачены налоги, у него появляются возможности самостоятельно (или с последующим привлечением налоговой полиции) задать налогоплательщику вопросы об источниках происхождения средств и провести дополнительные расследования для проверки, насколько добросовестно налогоплательщик исполнял обязанность по уплате налогов.
       Подобные методы и идеи используются налоговыми органами разных государств, допускающих в соответствии с национальным законодательством определение подлежащих налогообложению доходов физических лиц не только на основе официальных данных о выплатах и перечислениях, но и на основании личных расходов и некоторых обобщенных показателей уровня жизни (членство в престижных клубах, владение яхтами, лошадьми, дорогими автомобилями, самолетами и недвижимостью, число слуг и т.д.). Во Франции, например, разработаны специальные правила по "пересчету" каждого из подобных показателей уровня жизни в те тысячи франков минимального годового дохода, которые обеспечивают соответствующий показатель уровня жизни. В свою очередь, в рамках описанных законом процедур, включающих и обсуждение ситуации с налогоплательщиком, эти оценки позволяют не только взять на заметку (для проведения дополнительных расследований) некоторых лиц, но и автоматически — что самое главное! — пересчитать на этой основе годовые доходы и потребовать уплатить дополнительные налоги; возможно даже уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов.
       В России возможности налоговых органов по определению доходов (и подлежащих уплате налогов) на основании косвенных признаков ограничены рамками подп.7 п.1 ст.31 НК, позволяющего такие действия только в случаях:
       — отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
       — непредставления налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов;
       — отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка (физические лица ведут учет в произвольной форме), приведшего к невозможности исчислить налоги.
       Из приведенного перечня видно, что в большинстве случаев пересчет налогов физическим лицам будет невозможен. Дополнительные статьи позволят налоговым органам только задать налогоплательщику вопросы и попытаться самостоятельно обнаружить факты, свидетельствующие об уклонении от налогообложения. Налогоплательщики будут обязаны ответить на поставленные вопросы, но с учетом того, что налоговые органы могут осуществлять проверки и предъявлять претензии не более чем в отношении трех лет, предшествовавших году проведения налоговой проверки (это не касается уголовного производства), налогоплательщик может заявить, что он заработал необходимые средства несколько лет назад, например, на рынке ГКО или ОФЗ (такие доходы освобождались от налогообложения и не требовали включения в налоговые декларации), что будет фактически невозможно проверить.
       В Налоговом кодексе не нашли отражения положения утратившего силу закона о контроле за соответствием доходов и расходов физических лиц, предусматривавшие, что до вступления закона в силу физические лица могли зафиксировать свое благосостояние на тот момент (сдав на хранение нотариусу соответствующие документы) и только зафиксированные должным образом средства могли приниматься во внимание при объяснении текущих расходов предыдущими накоплениями. При всей искусственности и громоздкости изобретенного механизма он все же позволял как-то ограничить возможности ухода из-под контроля. К тому же закон позволял при отсутствии правдоподобных объяснений пересчитать подлежащую уплате сумму налога, что тоже не вошло в Налоговый кодекс.
       С учетом всех приведенных обстоятельств использование для обнаружения скрытых от налогообложения доходов и пересчета налогов новых механизмов, предусмотренных тремя дополнительными статьями, выглядит весьма проблематичным.
       Пункт 2 ст.861 дает закрытый перечень тех видов имущества, приобретение которого физическими лицами может контролироваться налоговыми органами в целях проверки соответствия расходов ранее декларированным доходам. Выбирая объекты контроля, законодатель пытался ориентироваться на создание технически реализуемых механизмов, поэтому его выбор пал на такое имущество, которое либо само подлежит регистрации (или перерегистрации в связи со сменой собственника), либо сделки с которым регистрируются или удостоверяются.
       Тем не менее в список ценных бумаг попали не все подлежащие регистрации ценные бумаги, могущие служить финансовыми инструментами для капиталовложений, и не все попавшие в список ценные бумаги обязательно должны регистрироваться. Не попали в него валютные ценности (кроме золота в слитках). Не обязательно и нотариальное удостоверение сделок с культурными ценностями, что значительно уменьшает потенциальные возможности налоговых органов по контролю над соответствующими расходами.
       Для организации контроля налоговые органы должны полно и своевременно получать необходимую информацию. Этим вопросам посвящена ст.862 НК.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk086-1.shtml