Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk086.shtml

Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
       1. Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
       Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
       2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Комм. Шаталов С.Д.

       Пункт 1 рассматриваемой статьи ограничивает возможности банков открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям112 (в том числе частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам). Указанным лицам счета могут быть открыты только при предъявлении ими свидетельства о постановке на учет в налоговых органах (хотя бы по одному месту, где эти лица должны быть поставлены на налоговый учет). Другим физическим лицам банки могут открывать счета без подобных ограничений.
       Открыв или закрыв счет лицу, в отношении открытия счета которому установлены ограничения, банк в пятидневный срок должен сообщить об этом в налоговый орган по месту учета этого клиента. Эта обязанность банков не нова, и в связи с ней можно сделать только два замечания.
       Во-первых, банк может свободно открывать счета физическим лицам и чаще всего не выясняет у них, являются ли они индивидуальными предпринимателями в понимании ст.11 НК. Физические лица, открывая счета, могут и не сообщать банкам о своем ограничении в правах по приведенным основаниям, а банк вряд ли способен (и совсем не заинтересован) проводить собственные расследования и выявлять эти обстоятельства. Поэтому очевидно, что приведенные положения статьи еще долгое время будут декларативными.
       Для налогоплательщика открытие или закрытие счета без своевременного информирования налогового органа чревато привлечением его к ответственности в соответствии со ст.118 НК (штраф - 5000 руб.).
       Для банка нарушение требований п.1 рассматриваемой статьи подпадает под состав нарушения, предусмотренного п.1 ст.132 НК (штраф — 10'000 руб.).
       Во-вторых, нормы этого пункта распространяются только на счета, признаваемые таковыми в соответствии с п.2 ст.11 НК, т.е. на "расчетные, текущие и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей". Таким образом, действие норм этой статьи не распространяется на открытие депозитных и ссудных счетов.
       Соответственно, обладая ограниченной информацией, налоговые органы будут и предельно ограничены в возможностях взыскания налогов за счет денежных средств на депозитных счетах в порядке, предусмотренном ст.46 НК. Для реализации предоставленных им полномочий налоговые органы должны будут проводить самостоятельные налоговые расследования.
       Пункт 2 статьи (действует с 18.08.1999г.) обязывает банки по мотивированному запросу в течение 5 дней после его получения выдать налоговому органу справки по операциям и счетам организаций и граждан (физических лиц — в терминологии НК), осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ. Таким образом, банк не обязан предоставлять такую информацию в отношении иных физических лиц.
       Как уже отмечалось, банк может быть не слишком заинтересован в выяснении статуса своего клиента — физического лица, а тот может и не проинформировать банк о том, что он занимается предпринимательской деятельностью, особенно если эта деятельность осуществляется без должной регистрации и уплаты налогов. Мотивируя свой запрос банку о предоставлении информации в отношении отдельных физических лиц, налоговый орган должен будет указать на факт осуществления предпринимательской деятельности.
       В свою очередь, не будучи уполномоченным контролировать действия налоговых органов, банк вряд ли вступит с налоговым органом в дискуссию о весомости аргументов последнего и предоставит запрашиваемые сведения, если только это не войдет в прямой конфликт с нормами действующего российского законодательства. Ничто при этом не мешает банку информировать клиента о поступившем запросе и предоставленной по нему информации.
       Нарушение банком обязанности, предусмотренной п.2 ст.86, влечет привлечение его к ответственности в соответствии с п.2 ст.134 (штраф — 20'000 руб.).

       112 Несмотря на то, что в п.1 ст.86 говорится об индивидуальных предпринимателях (в смысле ст.11 НК), а в п.3 ст.86 о гражданах, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в обоих случаях речь, по-видимому, идет об одной и той же категории лиц. Добавим, что в ст.83 НК для той же категории лиц используется еще одно, третье, обозначение. К сожалению, юридическая чистота формулировок НК и единство терминологии - не самая сильная сторона Кодекса. С учетом этого обстоятельства далее в комментариях к статье используется единый термин индивидуальный предприниматель.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk086.shtml