Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk088.shtml

Статья 88. Камеральная налоговая проверка
       Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
       Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
       Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
       При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
       На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Комм. Шаталов С.Д.

       Рассматриваемая статья значительно ограничивает полномочия налоговых органов в осуществлении налогового контроля, поскольку низводит камеральную налоговую проверку, в большинстве государств являющуюся одним из основных элементов непрерывного и эффективного контроля, до уровня проверки правильности заполнения отдельных граф в поданных налогоплательщиками налоговых декларациях, причем в течение крайне ограниченного времени.
       Камеральная налоговая проверка проводится налоговыми органами по месту своего нахождения на основе налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также иной информации, накопленной налоговыми органами в собственной базе данных, в частности, на основе информации, получаемой от органов и лиц (ст.85 НК), на которых возложена обязанность оперативно предоставлять имеющиеся у них сведения налоговым органам.
       Такая проверка проводится как текущая работа сотрудников налоговых органов без специальных решений руководителя налогового органа. Это может означать либо всеобщую проверку налоговых деклараций, либо наличие и использование каких-то методик, позволяющих каждому задействованному в этом процессе сотруднику самостоятельно выбрать из общей массы заслуживающие наиболее тщательной проверки налоговые декларации и уделить им основное внимание. В таких условиях на практике вероятнее всего ожидать тотальной проверки "арифметики" налоговых деклараций без какого-либо глубокого их анализа. Нестыковка (арифметическая ошибка) в представленных налогоплательщиком расчетах будет едва ли не единственным основанием для привлечения других источников информации или затребования дополнительных документов либо объяснений. Конечно, все сказанное не отрицает возможности существования у налоговых органов особых списков налогоплательщиков, заслуживающих применения специальных методов более основательной камеральной (или выездной) налоговой проверки.
       Налоговому органу на камеральную налоговую проверку каждого отдельного налогоплательщика отводится три месяца (до 18.08.1999г. — два месяца) со дня представления последним налоговой декларации и других необходимых документов (предусматривается, что законодательством о налогах и сборах могут быть установлены и иные сроки, но в настоящее время каких-либо специальных сроков налоговое законодательство не устанавливает). Во время камеральной проверки налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщика иные сведения и подтверждающие документы, а также имеют право проводить встречные налоговые проверки. Поскольку отсчет допустимого трехмесячного срока такой проверки ведется со дня получения всех необходимых документов, очевидно, что в действительности камеральная налоговая проверка отдельных налогоплательщиков может продолжаться в течение значительно более продолжительного времени, что будет обусловлено запросами проверяющих о предоставлении дополнительных документов и предоставлением этих документов проверяемыми. Однако, если по прошествии 3 месяцев после представления налоговой декларации налогоплательщик не получит запроса о представлении дополнительных документов или сведений, он может настаивать на том, что срок, отведенный для камеральной налоговой проверки, истек, и, соответственно, в дальнейшем такая проверка становится невозможной.
       Если проверяющий обнаружит ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести изменения в налоговую декларацию (установив для этого определенный срок), в том числе касающиеся суммы налога.
       Если проверка выявит необходимость доплатить налоги, то при истечении установленного налоговым законодательством срока уплаты налога налогоплательщик должен будет доплатить и пени.
       Статья не содержит упоминания о том, что по результатам камеральной налоговой проверки может быть составлен акт, на основании которого может быть начата процедура привлечения налогоплательщика к ответственности за обнаруженные налоговые правонарушения. Статья не содержит и отсылки к ст.101 НК, определяющей порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. При этом, хотя ст.101 НК говорит о производстве по результатам рассмотрения материалов [налоговой] проверки, не конкретизируя того, о камеральной или выездной налоговой проверке идет речь, из ее контекста и расположения в серии статей, посвященных выездным налоговым проверкам, можно сделать вывод, что она относится, скорее, именно к выездным проверкам.
       Приведенные соображения дают основания полагать, что нормы статьи следует понимать в том смысле, что выявленные при камеральной налоговой проверке ошибки и расхождения всегда квалифицируются как технические ошибки, иными словами, что налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные ошибки, возможно, повлиявшие на результат. В этом случае налоговый орган выполняет роль своеобразного фильтра, проверяющего налогоплательщика, а при обнаружении ошибки и информирующего его.
       Если высказанное предположение соответствует воле законодателя, то следует признать, что она выражена недостаточно внятно.
       Статья не позволяет однозначно ответить на вопрос о том, где кончаются "технические" и начинаются более серьезные ошибки и "нестыковки", особенно это касается расхождений между представленными налогоплательщиком данными и данными, имеющимися у налоговых органов, например полученными от других источников информации, в частности в результате встречной проверки, которая может выявить и очевидную фальсификацию представленных материалов.
       По истечении трехмесячного срока (либо даже до его истечения, если налоговые органы не склонны к тому, чтобы просить налогоплательщика исправить заведомо недостоверные сведения, а предпочитают начать производство по делу о налоговом правонарушении или уголовное преследование) в распоряжении налоговых органов в качестве единственного инструмента остается только выездная налоговая проверка.
       Особо отметим, что рассматриваемая статья говорит только о камеральных налоговых проверках налогоплательщиков, однако ст.87 НК позволяет распространить ее нормы на проверки плательщиков сборов и налоговых агентов.

Смотри также:

1
**
2
**


<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk088.shtml