Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk089.shtml

Статья 89. Выездная налоговая проверка
       Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
       Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
       Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора — организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
       При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещении и территории, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
       При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
       Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
       По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Комм. Шаталов С.Д.

       Статья 89 устанавливает некоторые общие правила проведения выездных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Для проведения такой проверки требуется решение руководителя налогового органа (его заместителя). Порядок назначения выездных налоговых проверок утвержден приказом министра РФ по налогам и сборам от 08.10.1999г. №АП-3-16/318 (соответственно утратил силу предыдущий приказ от 31.03.1999г. №ГБ-3-16/67). Этим же приказом утверждены формы решений о проведении выездных налоговых проверок на общих основаниях и в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также форма постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки, назначаемой вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа. В соответствии с приказом в решении, помимо прочего, должны быть указаны вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка), период времени, в отношении которого проводится проверка, а также участники проверки (включая сотрудников налоговой полиции и иных правоохранительных и контролирующих органов в случае их привлечения к налоговой проверке в установленном порядке).
       Налоговый кодекс не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика (налогового агента или плательщика сбора) о предстоящей налоговой проверке, но и не препятствует этому. Каждый раз этот вопрос будет решаться индивидуально в отношении каждого проверяемого. Заблаговременное информирование позволит проверяемому лучше подготовиться к проверке, выделить помещение, обеспечить присутствие нужных сотрудников, подготовить необходимые для проверки документы. Оно же может затруднить проверку налоговым органам, если направлено недобросовестному налогоплательщику, который получит дополнительные время и возможности для того, чтобы ликвидировать "ненужные" документы и подготовить "нужные".
       Но даже при внезапной проверке нормы ст.93 НК дают проверяемому 5 дней, в течение которых он может отказываться от предоставления документов, сведя тем самым на это время выездную налоговую проверку исключительно к обследованию (осмотру) помещений в соответствии со ст.92 НК.
       В период после 18 августа 1999г. правила проведения выездных налоговых проверок претерпели огромные изменения. Первоначально было установлено, что такая проверка одного и того же налогоплательщика:
       — могла проводиться не чаще одного раза в год;
       — не могла продолжаться более двух месяцев (по решению вышестоящего налогового органа ее можно было продлить до трех месяцев);
       — сроки проведения выездной налоговой проверки не зависели от наличия или отсутствия у организации филиалов и представительств, а правила определения двух- и трехмесячных сроков не были сформулированы.
       Начиная с 18.08.1999г. эти правила трансформировались, предоставив значительно больше возможностей налоговым органам за счет, соответственно, налогоплательщиков. Теперь "симметричные" правила гласят следующее:
       Во-первых, выездная налоговая проверка одного и того же налогоплательщика может проводиться несколько раз в течение одного календарного года.
       Новая норма устанавливает, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две или более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. В такой формулировке эта норма (очевидная ошибка законодателя) является просто лишней. Есть более сильная норма ст.87 НК, запрещающая налоговым органам проведение повторных налоговых проверок (в том числе выездных) по одним и тем же налогам за одни и те же периоды не только в течение одного календарного года, а навсегда, иными словами, "закрывающая" однажды проверенные за определенные периоды налоги от повторных проверок. Она имеет два исключения (см. комментарии к ст.87 НК), но она не отменяется приведенной нормой ст.89 и действует в полном объеме.
       Следствием же новой формулировки части второй ст.89 является то, что налоговые органы могут проводить выездные налоговые проверки одного налогоплательщика несколько раз в течение календарного года, если эти проверки проводятся в отношении разных налогов (тогда не принципиальны проверяемые периоды) либо в отношении тех же самых налогов, но ранее проверявшихся за другие периоды.
       Во-вторых, увеличена продолжительность налоговой проверки для организаций, имеющих обособленные подразделения117. Налоговые органы получили по одному дополнительному месяцу на проведение проверки каждого обособленного подразделения. Кроме того, обособленные подразделения теперь могут проверяться независимо от проверки головной организации и такие проверки не будут считаться проверками головной организации.
       В-третьих, потенциально сроки проведения налоговой проверки занчительно увеличились за счет разъяснения, что срок проведения выездной налоговой проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого. При этом в срок проверки не засчитываются периоды между вручением проверяемому требования о представлении документов (ст.93 НК) и представлением запрашиваемых документов.
       Последние правила позволяют должностным лицам налоговых органов, прерывая налоговую проверку на территории или в помещении проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента), работать с полученными документами в своих офисах в течение того времени, которое им необходимо для анализа полученных от проверяемого данных, проведения встречных проверок других лиц, запросов об операциях по счетам в банках, анализа имеющейся в их распоряжении собственной информации и для привлечения специалистов и экспертов. В принципе, это должно привести к более качественной подготовке акта налоговой проверки и снизить объемы обжалований актов со стороны проверяемых.
       Из всего приведенного видно, что с новыми формулировками налоговые органы теоретически получили возможность находиться на территории налогоплательщика круглый год.
       Статья 89 в части третьей — дополнительно по сравнению со ст.87 НК — расширяет возможности налоговых органов по проведению выездных налоговых проверок в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (организации — плательщика сбора) либо в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего предыдущую налоговую проверку. Если ст.87 НК позволяет в ходе таких специализированных налоговых проверок проверять "закрытые" ранее периоды, то рассматриваемая статья позволяет по тем же основаниям нарушать принцип однократности проверки налогоплательщика в течение календарного года. Эти правила не относятся к налоговым агентам, поскольку (см. комментарии к ст.87 НК) они не обладают гарантиями в отношении "закрытости" проверенных налогов и в отношении однократности проверок одного налога в течение года.
       За проверяющими закрепляется право в ходе проверки проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также проводить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Порядок проведения такого осмотра устанавливается в ст.92 НК.
       В определенных обстоятельствах при проведении выездной налоговой проверки налоговые органы могут произвести выемку документов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений. Для этого у проверяющих должны быть достаточные основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Выемка производится по акту в порядке, предусмотренном ст.94 НК. Отметим, что ст.89 не ограничивает налоговые органы выемкой только документов, принадлежащих проверяемому налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту), или документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, совершенных проверяемым. Налоговые органы вправе изъять все документы, несущие на себе следы совершения налоговых правонарушений.
       Требования к акту, в частности необходимость составления перечня изымаемых документов, подробно указаны в рассматриваемой статье. Эти важнейшие нормы впервые в новейшей российской налоговой истории закреплены на уровне закона.
       Статья уточняет, что форма решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается мне.
       Окончание выездной налоговой проверки должно сопровождаться составлением проверяющими справки о проведенной налоговой проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Очевидно, законодатель полагал, что эта справка передается проверяемому и служит ему защитой от повторной проверки уже проверенных налогов за уже проверенные периоды. Однако складывающаяся практика показывает, что на местах отдельные налоговые органы отказываются передать такую справку налогоплательщику на том основании, что подобной нормы НК не содержит118 и справка является внутренним Документом налоговых органов. Тем не менее проверяемый должен настаивать на получении справки вплоть до обжалования действий налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это тем более важно, что справка фиксирует момент окончания выездной налоговой проверки, а этот момент является началом исчисления сроков, в течение которых налогоплательщику должен быть направлен акт налоговой проверки (ст.100 НК). Кроме того, при определенных обстоятельствах справка может быть использована как доказательство неправомерности действий налоговых органов (если, например, проверка проводилась в нарушение порядка, запрещающего повторные проверки проверенных налогов). Появление вопросов на эту тему говорит о том, что соответствующая норма статьи нуждается в уточнении с целью изначально снять проблему.

       117 Здесь с сожалением можно отметить очередной технический брак при подготовке Закона. Внося поправки в НК, законодатель отказался от терминов филиалы и представительства, используемых в гражданском законодательстве, в пользу термина обособленное подразделение, определив его в ст.11 НК и приведя терминологию других статей в соответствие с новой концепцией. В то же время в ст.89 даже при полностью новой редакции части второй статьи сохранилась старая терминология.
       118 Такая практика не повсеместна и противоречит духу НК. В качестве противоположного примера можно привести действия Управления МНС по г.Москве, разработавшего примерную форму справки (письмо Управления от 12.11.1999г. №11-07/13861) и обязавшего налоговые органы составлять ее в двух экземплярах, один из которых вручается налогоплательщику (его представителю).

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk089.shtml