Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk126.shtml

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
       1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах,
       влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
       2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 1351 настоящего Кодекса,влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
       3. Деяния, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, если они совершены физическим лицом,
       влекут взыскание штрафа в размере 500 рублей.

Комм. Шаталов С.Д.

       Рассматриваемая статья предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
       Налоговый кодекс предусматривает организацию нескольких постоянно действующих информационных потоков (от различных уполномоченных органов и нотариусов, от банков, от налоговых агентов, непосредственно от налогоплательщиков, подающих налоговые декларации), доступ налоговых органов к документам и дополнительной информации о налогоплательщиках и налоговых агентах в ходе проводимых ими налоговых проверок, а также возможность получать дополнительную информацию по специальным запросам у третьих лиц (в частности, у банков — об операциях по счетам клиентов, у партнеров налогоплательщика — об обстоятельствах, условиях и исполнении сделок в ходе встречных проверок и т.д.).
       Уклонение от представления документов, сведений или иной информации рассматривается как налоговое правонарушение (или нарушение законодательства о налогах и сборах при непредставлении банками сведений о счетах налогоплательщиков либо операциях по этим счетам). Ответственность за такие противоправные деяния предусмотрена рядом статей НК, в частности, непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговой декларации подпадает под действие ст.119 НК, а нарушение требований закона банками — ст.1351 НК. Большинство других подобных правонарушений "поглощает" ст.126.
       Поправки, внесенные в часть первую НК, сняли многочисденные вопросы относительно применения ст.119, 126 и 127 НК в их прежней редакции (ст.127, содержавшая особенно много спорных моментов, даже исключена из НК). В новой по существу версии гл.16 НК ст.126 стала основной статьей, связанной с рассматриваемыми правонарушениями. Определенные проблемы возможны в "разграничении компетенции" между ст.126 и 1291 НК.
       Структурно в статье можно выделить два раздела. Первый (п.1) относится к непредставлению сведений о себе непосредственно налогоплательщиками и налоговыми агентами. Второй (п.2 и 3) — к непредставлению сведений о налогоплательщиках и налоговых агентах третьими лицами.
       Пункт 1 ст.126 предусматривает взыскание штрафа за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ).
       Несмотря на то, что статья не устанавливает дополнительно, что речь идет только о таком непредставлении, которое не может быть квалифицировано как налоговое правонарушение, предусмотренное статьями (ст.116—119, 1291 НК), очевидно, законодатель не стремился установить повторную ответственность129 за то, что:
       — не подано (несвоевременно подано) заявление о постановке на учет в налоговом органе (ст.116 и 117 НК);
       — не представлена (несвоевременно представлена) информация об открытии или закрытии банковского счета (ст.118 НК);
       — не представлена (несвоевременно представлена) налоговая декларация (ст.119 НК), которая, очевидно, тоже является представляемым налоговым органам документом. Не может быть, по-видимому, квалифицировано как правонарушение, предусмотренное ст.126, и бездействие налогоплательщика при обнаружении им ошибок в ранее представленной налоговой декларации (в соответствии со ст.81 НК налогоплательщик должен исправить прежнюю декларацию (подать заявление о внесении изменений)).
       Продолжая использование метода исключений, подчеркнем, что не должно квалифицироваться в соответствии со ст.126 (лишь потому, что должно попасть в сферу действия ст.1291 НК) неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налоговому органу сведений, которые в соответствии с НК должны быть сообщены налоговому органу лицом, привлекаемым к ответственности. При всей неопределенности формулировки выскажем предположение (ориентируясь, в частности, на размеры штрафов и отсутствие упоминания о документах), что законодатель прежде всего имел в виду нарушения порядка представления информации, так или иначе влияющей на статус этого лица и могущей повлиять на подходы к налогообложению отдельных операций (например, установление взаимной зависимости с торговым партнером при определенных условиях может потребовать применения в налоговых целях правил ст.40 НК о трансфертных ценах), к перераспределению финансовых потоков между территориями (например, в результате создания обособленного подразделения или реорганизации) и т.д. Возможно, имелись в виду и некоторые вопросы предоставления информации в связи с другими государственно значимыми обязанностями.
       Если высказанная гипотеза справедлива, то в основу квалификации правонарушений в соответствии со ст.1291 НК следует положить:
       для налогоплательщиков — нарушение порядка исполнения обязанностей, вытекающих из п. 2 ст.23, если ответственность за такие правонарушения прямо не предусмотрена ст.118 НК, а также обязанностей, предусмотренных ст.83 и 84 НК, если ответственность за такие правонарушения не предусмотрена ст.116 НК, т.е. ст.1291 НК должна "поглотить" нарушения порядка информирования налоговых органов об участии в российских и иностранных организациях, об обособленных подразделениях на территории России, об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации, о реорганизации, об изменении места нахождения или места жительства, об изменении в уставных и других учредительных документах, о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности;
       для налоговых агентов — нарушение порядка представления документов, необходимых для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога (подп.4 п.3 ст.24 НК), и сообщений о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности (подп.2 п.3 ст.24 НК).
       Тогда для ст.126 останется только непредставление отдельных документов (о том, что следует понимать под документом, см. комментарии к ст.93 НК), запрошенных налоговыми органами или их должностными лицами у налогоплательщиков или налоговых агентов при проведении камеральной или выездной проверки, например, запрошенных первичных документов, подтверждающих данные бухгалтерского учета, счетов-фактур, контрактов, внутренних приказов об учетной политике или маркетинговой политике и т.д.
       Такая интерпретация статьи выглядит достаточно логичной, но требует подтверждения законодателем (уточнение формулировок ряда статей гл.16 НК) либо судебной практикой.
       Отметим, что налоговый орган, запросив какой-либо документ, и не получив его в установленный пятидневный срок (ст.93 НК), вправе запросить его еще раз. При повторном непредставлении появится новое правонарушение, поэтому налоговые органы могут требовать неоднократного применения штрафных санкций даже в отношении одного и того же документа. В этих условиях важно, чтобы налоговые органы могли требовать только те документы, которые имеются у налогоплательщика или налогового агента130.
       Пункты 2 и 3 рассматриваемой статьи посвящены — такой вывод можно сделать из ее контекста — случаям непредставления налоговым органам информации о налогоплательщике третьими лицами. Для определения субъектов, в отношении которых может быть применена статья, можно сослаться на нормы ст.87 НК, позволяющей налоговым органам в рамках встречной проверки затребовать у третьих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
       За рамками рассматриваемой статьи остаются обязанности свидетелей, специалистов и экспертов, которые тоже в определенных обстоятельствах должны предоставить налоговым органам сведения о налогоплательщике. Хотя это и не оговорено в ст.126 специально, присутствие в НК ст.128 и 129 позволяет с достаточной уверенностью предположить, что непредставление указанными лицами сведений, требуемых от них в рамках специальных полномочий, не должно квалифицироваться как налоговое правонарушение, предусмотренное ст.126 НК.
       Как это следует из п.1 ст.126, непредставление налоговому органу сведений может быть квалифицировано в качестве налогового правонарушения только при одновременном выполнении ряда важных условий:
       — запрашиваемые сведения касаются налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка;
       — необходим специальный запрос налогового органа, в котором содержится указание на то, какие сведения необходимо представить;
       — запрашиваемые сведения должны иметь документарную форму;
       — запрошенные документы должны быть у запрашиваемой организации, т.е. налоговые органы не могут потребовать составления новых документов, не существовавших на момент запроса.
       По-видимому, к документам должны приравниваться и все информационные базы независимо от того, на каких носителях они физически существуют.
       Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет рассматривать непредставление сведений либо уклонение от их представления в качестве налогового правонарушения.
       При выполнении всех перечисленных условий непредставление запрошенных сведений о проверяемом налогоплательщике, уклонение от их представления либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями (в последнем случае налоговым органам необходимо доказывать умысел), т.е. фальсификация документов, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб. В отличие от п.1 ст.126 рассматриваемые пункты не оговаривают специально, что эта норма должна применяться в отношении каждого документа, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что эта норма применяется независимо от числа непредставленных документов.
       На первый взгляд, упоминание в статье об отказе предоставить имеющиеся документы, "предусмотренные настоящим Кодексом", может служить основанием для обсуждения налоговыми органами и налогоплательщиком вопроса о том, предусмотрены ли те или иные конкретные документы (обладающие определенными видовыми признаками) НК. Однако этот вопрос должен однозначно решаться в пользу налоговых органов, поскольку все упоминания в НК о документах носят предельно общий "зонтичный" характер, что хорошо видно из уже упоминавшихся норм ст.87 НК, позволяющей налоговым органам проводить встречные проверки, в рамках которых они могут истребовать любые "документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика".
       Те же деяния, но совершенные физическим лицом, со всеми сделанными оговорками, замечаниями и уточнениями тоже признаются налоговым правонарушением и наказываются штрафом в 500 руб.

       129 Законодатель не совершил бы элементарной технико-юридической ошибки, если бы в п.1 ст.126 специально оговорил, что все положения этого пункта применимы только в случаях, когда предусмотренные им деяния не содержат признаков правонарушений, предусмотренных ст.119 НК, и другими статьями, перечисленными ранее. При отсутствии такой оговорки - особенно при наличии п.5 ст.114 НК (при совершении нескольких налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое из них в отдельности) — налоговые санкции, предусмотренные п.1 ст.126, могут стать автоматической добавкой к другим налоговым санкциям, предусмотренным другими статьями Налогового кодекса.
       130 Многие национальные законодательства предусматривают, что затребованы могут быть только уже существующие и имеющиеся у налогоплательщика документы.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk126.shtml