Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nkh16.shtml

ГЛАВА 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Комм. Шаталов С.Д.

       В этой главе законодатель ввел новые составы налоговых правонарушений и установил меры ответственности за их совершение. Напомним, что в соответствии с гл.15 НК для привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение теперь недостаточно одного лишь факта совершения противоправного деяния. Дополнительно налоговые органы должны доказать наличие вины. Кроме того, судом должны быть исследованы обстоятельства, могущие служить основанием для освобождения от ответственности (исключения вины), для смягчения или ужесточения ответственности.
       В рассматриваемой главе приведены "базовые" размеры налоговых санкций, которые могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от перечисленных обстоятельств. Лишь немногие статьи в своей диспозиции предусматривают разные меры ответственности в зависимости от формы вины (умысел или небрежность), что объясняется в отдельных случаях возможностью совершить такие действия только умышленно (например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика либо отказ от представления документов по запросу налогового органа), а в других случаях — одинаковостью наказания, предусмотренного законодателем.
       Известные события 17 августа 1998г. и стремительное падение курса рубля по отношению к твердым валютам продемонстрировали поспешность принятия решения об установлении фиксированных размеров налоговых санкций в рублях. Сейчас они носят, скорее, символический характер, хотя в момент принятия НК были достаточно заметны. Тем самым российское налоговое законодательство от одной крайности ушло в другую и от самой жесткой, репрессивной системы наказаний пришло к самой мягкой — практически поощряющей налоговые правонарушения — системе.
       Возвращаясь к составам налоговых правонарушений, подчеркнем, что каждый из них — суть совокупность всех тех необходимых и достаточных признаков, которые позволяют отнести то или иное деяние к налоговому правонарушению. Отсутствие в деянии хотя бы одного из приведенных признаков не позволяет квалифицировать соответствующее деяние как налоговое правонарушение и, тем самым, не позволяет привлечь к ответственности лицо, совершившее такое, даже противоправное, деяние. Такой очевидный взгляд на описательную часть составов налоговых правонарушений диктует необходимость предельной выверенное формулировок. К сожалению, поставленную задачу вряд ли можно считать окончательно решенной.
       Заслуживает внимания тот факт, что НК не содержит никаких составов налоговых правонарушений для плательщиков сборов и, тем самым, не предполагает никаких наказаний за нарушение ими правил законодательства о налогах и сборах.
       Еще одна проблема, с которой неизбежно столкнутся налогоплательщики, налоговый органы и суды, состоит в том, что в течение короткого промежутка времени дважды изменились составы налоговых правонарушений и нарушений законодательства о налогах и сборах, а также размеры штрафных санкций за эти противоправные деяния. До 1 января 1999г. эти составы и размеры штрафных санкций определялись в соответствии со ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а после этой даты — в соответствии с гл.16 и 18 НК. В свою очередь, после внесения поправок в часть первую НК с 18 августа 1999г. изменились составы правонарушений, определяемые этими главами. Соответственно, возникли три периода времени, в каждом из которых действовали разные режимы наказаний.
       Поскольку налоговые органы имеют право проводить налоговые проверки правильности уплаты налогов за три года, предшествовавших году проверки, они неизбежно будут обнаруживать налоговые правонарушения, относящиеся к разным периодам, характеризующимся разными режимами наказаний. Возникает вопрос, на какие составы налоговых правонарушений они должны ориентироваться?
       В соответствии со ст.57 Конституции РФ и п.3 ст.5 НК акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу. В то же время, за "старые" деяния, которые раньше, во время их совершения, не признавались правонарушениями, установление ответственности недопустимо, недопустимо и ужесточение ответственности в отношении тех "старых" правонарушений, за которые ранее предусматривалась более мягкая ответственность.
       Таким образом, если встать на сугубо формальную позицию, то можно придти к выводу, что новые (предусмотренные НК) налоговые правонарушения и их составы не были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и, следовательно, не могут быть применены к ранее совершенным налоговым правонарушениям. Не могут быть применены к "старым" правонарушениям и прежние меры наказания, поскольку они отменены с введением в действие НК. Отсюда неизбежен вывод о том, что нарушения, совершенные до 1 января 1999г., не подлежат наказанию. Во многих случаях сходная ситуация будет возникать и с налоговыми правонарушениями, совершенными в период с 1 января по 18 августа 1999г.
       В этой абсолютно тупиковой и абсурдной ситуации Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ совместным Постановлением от 11.06.1999г. №41/9 нашли решение, основанное, скорее, на целесообразности, чем на формальном следовании закону. Приведем полную цитату пунктов 5 и 6 Постановления:
       "5. В соответствии с частью второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
       Следовательно, решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999г., не может быть принято судом после вступления в силу Кодекса, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за такое правонарушение не может быть произведено после 31 декабря 1998г.
       В том случае, когда Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Основами, за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999г., применяется ответственность, установленная Кодексом. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных Кодексом за такое правонарушение.
       6. При решении вопроса о применении ответственности за сокрытие (занижение) прибыли или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, имевшие место до 1 января 1999г., судам следует исходить из того, что указанные налоговые правонарушения, если они привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, подпадают под действие статьи 122 Кодекса.
       Учитывая, что статьей 122 Кодекса установлена более мягкая ответственность по сравнению с той, которая была предусмотрена подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Основ за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, решая вопрос о применении ответственности за данное правонарушение, имевшее место до 1 января 1999г. и повлекшее неуплату или неполную уплату налога, судам необходимо руководствоваться статьей 122 Кодекса."

Смотри также:

1
**
2
**


<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nkh16.shtml