Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/baf/a6660/bafa6660.shtml

Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур
[22.02.1788, Данциг, ныне Гданьск, - 21.09.1860, Франкфурт-на-Майне]

       Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур - немецкий философ-идеалист. С 1820 приват-доцент Берлинского университета, с 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Основные сочинения - "Мир как воля и представление" (т.1-2, 1819-1844). Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Шопенгауэром к единой основе - "закону достаточного основания". Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из которых складывается мир как "представление" субъекта. С другой стороны, мир, взятый как "вещь в себе", предстаёт у Шопенгауэра как слепая, безосновная "воля к жизни", которая дробится в бесконечном множестве "объективаций". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся "войне всех против всех". В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - адекватных объективаций воли. Высшая ступень в ряду объективаций воли - человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (государство) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. искусство - создание гения, основывающееся на способности "незаинтересованного созерцания", в котором субъект выступает как "чистый безвольный" субъект, а объект - как идея. Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой "воле к жизни" с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Шопенгауэр - в противовес Лейбницу - называл существующий мир "наихудшим из возможных", а своё учение - "пессимизмом". Подлинным основанием морали Шопенгауэр считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
       Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й половины 19 века, явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Шопенгауэра испытали Р.Вагнер, Э. фон Гартман, Ф.Ницше, Т.Манн и др. В 1911 году во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское общество.

Сочинения:
       Sämtliche Werke, Bd 1-7, Wiesbaden, 1946-59;
       Der handschriftliche Nachlaß, Bd 1-5, Fr./M., 1966-75; в рус. пер.- Полн. собр. соч., т.1-4, М.,1900¾10.
       "Мир как воля и представление"
       "Афоризмы житейской мудрости"

Литература:
       Фишер К., А. Шопенгауэр, пер. с нем., М., 1896;
       Ницше Ф., Шопенгауэр как воспитатель, Полн. собр. соч., т.2, М.,1909;
       Фолькельт И., А. Шопенгауэр, его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902;
       Грузенберг С. О., А. Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912;
       Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М.,1953, гл.4;
       Быховский Б. Э., Шопенгауэр, М.,1975;
       Simmel G., Schopenhauer und Nietzsche, 3 Aufl., Münch.- Lpz.,1923;
       Pfeiffer K., Schopenhauer, [B.],1943;
       Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Münch.- Basel,1954;
       Von der Aktualität Schopenhauers, Fr./M., 1972; Hübscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer: Gestern - Heute - Morgen, Bonn, 1973.





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:11:09 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AZLibrCD/baf/a6660/bafa6660.shtml