Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AzBook/AZMicro/AZMicro10.shtml

AZMicro - самая простая бухгалтерская система

       Любое предприятие имеет бухгалтерию, которая учитывает материальные ценности. Как бы там ни было, но хорошая бухгалтерская система это не только залог здоровья предприятия, но и база для общей информационной системы предприятия. Поэтому российский рынок программного обеспечения начинался с многочисленных бухгалтерских программ.
       AZMicro была написана для демонстрации принципов учета и показа того, что еще необходимо для реального использования. Несмотря на то, что эту программу может написать даже школьник, она позволяет вести полноценный учет на небольшом предприятии.
       Но прежде чем приступить к разработке, несколько слов, что такое бухгалтерский учет.

Основы бухгалтерского учета

       Итак, более пятисот лет назад (в 1494 году) аббат из Ордена францисканцев Лука Пачиоло открыл книгу, которую мы бы сейчас назвали амбарной, и сказал – каждый разворот книги будет называться "СЧЕТ" и на нем будут учитываться приходы и расходы в отдельной точке учета – например, касса, поставщики, покупатели и т.д. И назвал он эту книгу "ГЛАВНАЯ", и написал на одной стороне разворота "Дебит" и на другой стороне "Кредит". Стороны разворота для "Кредита" и "Дебита" он выбрал произвольно. В результате мы получили "самолетик", который изучают на всех бухгалтерских курсах:

Счет 60

Дебет

 

Кредит

   

125.0

   

42.0

167.0

   

       Дальше Лука Пачиоло сказал: "Если в одном месте прибудет, то в другом месте убудет", что положило начало "двойной записи". То есть, каждую хозяйственную операцию необходимо записывать дважды – один раз сумма записывается по кредиту одного счета, в другой раз та же сумма записывается по дебету другого счета. А следовательно, "самолетиков" теперь нужно рисовать два (здесь и далее будут использоваться номера старого плана счетов, потому что это не принципиально):

Счет 60

Дебет

 

Кредит

 

 

125.0

 

 

42.0

167.0

 

 

 

 

 

 

 

Счет 41

Дебет

 

Кредит

 

 

 

42.0

 

 

 

 

 

       и запись делать дважды:

Д41 – 42.0 – чего-то поступило на 42.0 единицы
К60 – 42.0 – чего-то ушло на 42.0 единицы.

Правда для компактности записывают проще:

Д41,К60 – 42.0

       Но, если присмотреться к этим самолетикам по-внимательнее (Луке Пачиоло в этом нужды не было) и провести стрелку, откуда деньги выходят и куда приходят:

Счет 60

Дебет

 

Кредит

 

 

125.0

 

 

42.0

167.0

 

 

 

 

 

===>>>

 

Счет 41

Дебет

 

Кредит

 

 

 

42.0

 

 

 

 

 

       И мы увидим, что запись можно сделать одну и более простую:

60=>41 – 42.0

Обозначения "Кредит-Дебет" могут быть опущены, так как стрелка явно показывает откуда и куда переходять деньги. Кроме того, если направление стрелки выбрать совпадающим с направлением письма, то фраза описывающая эту операцию будет совпадать с предложенной формой записи:

Получено от поставщика (К60) на склад фирмы (Д41) товара на 42.0 единицы.

       Конечно, без всяких шуток, Лука Пачиоло был великий человек и описанная им двойная бухгалтерия — это веха в бухгалтерском учете. Однако, прошло уже более пятисот лет, и в математике, и в вычислительной технике произошли громадные изменения. Поэтому пора посмотреть на учет с другой стороны. Отвлечемся на время от денег и обобщим учет на любую замкнутую систему объектов, например, демография или экология. При этом сразу отметим, что предлагаемый подход ничем не противоречит общепринятому сегодня.
       Представим себе несколько городов на острове. Пронумеруем города и покажем стрелками из какого города в какой переезжают жители. С острова никто уехать не может, поэтому система замкнутая. При этом нас пока не интересует фамилия, рост и цвет волос жителя. Только количество, откуда и куда.

пути перемещения жителей
Рис.AzMicro001 - пути перемещения жителей

       Для точного учета, например службе статистического наблюдения, требуется полный перечень переездов жителей в хронологическом порядке:

. . . . . . . . . .
1998.01.15 За покупками . . . . . .      60=>10   5 чел.
1998.01.25 На постоянное жительство      51=>60   5 чел.
1998.02.15 На экскурсию                  62=>51  23 чел.
1998.02.15 На экскурсию                  51=>70   8 чел.
1998.02.18 В больницу на лечение         60=>41  12 чел.
1998.02.25 На совещание                  10=>46   5 чел.
1998.02.25 На совещание                  70=>46   8 чел.
1998.02.25 На совещание                  41=>46   5 чел.
1998.02.25 На совещание                  68=>46   5 чел.
1998.01.15 Конференция по обмену опытом  46=>62  23 чел.
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .

       И так далее. То, что мы получили, есть журнал поездок. В каждой записи указано когда произошло событие, описание зачем поехали люди, из какого города и куда, а также сколько человек. Стрелками показаны пути из какого города и куда поехали люди. Направление стрелок выбрано таким, чтобы оно совпадало с направлением письма.
       В принципе этого журнала достаточно, чтобы описать ВСЕ! изменения происходящие с местонахождением людей в стране. Но для начальника отдела службы в каждом городе в этом журнале много лишней информации. Ему важно знать только то, что касается его города. Поэтому из общего журнала поездок он выбирает только те записи, которые касаются только его города и получает журнал по городу. Таким образом начальник отдела службы статистики в городе "62" выберет только следующие записи:

. . . . . . . . . .
1998.02.15 На экскурсию              62=>51  23 чел.
1998.01.15 В гости к родственникам   46=>62  23 чел.
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .

       Однако даже в таком варианте для него есть информация лишняя и отсутствует некоторая справочная информация. Поэтому он перестроит записи следующим образом:

   Дата      Гор.      уехало       приехало      осталось
1998.01.15 |  46  |             |    +23 чел. |     47 чел.
1998.02.15 |  51  |    -23 чел. |             |     24 чел.
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .

       Указание на цель поездки этому начальнику не нужно, его задача обеспечить город, например, хлебом. Номер города "62" он и так знает, потому что это его город. А вот итоговое значение общего числа жителей после каждой записи, позволяет знать сколько хлеба в день съедают жители города. Для облегчения счета количество людей, которые приезжают в город, записываются в одну колонку и со знаком плюс, так как они увеличивают общее количество жителей. Если количество записей очень велико, то можно суммировать значения в колонках "приехало" и "уехало" за какой-нибудь период времени, например, за месяц. При суммировании как правило удаляют колонку "Гор.", так как значения в ней после суммирования не определены.
       Но в главном управлении статистики нет возможности разбираться сколько в какой день из какого города уехало людей и сколько приехало. Им нужна более обобщенная информация — сколько в каждом городе было людей на начало отчетного периода, сколько за отчетный период из какого города уехало и сколько в какой город за тот же период приехало, а также для справки сколько в каком городе осталось людей на конец отчетного периода. Таким образом, мы получим примерно следующую таблицу:

  Гор.    Остаток                              Остаток
         на начало |  уехало   |  приехало  | на конец  |
   10  |        0  |        5  |         5  |        0  |
   41  |       13  |        5  |        12  |       20  |
   46  |        0  |       23  |        23  |        0  |
   51  |       10  |       13  |        23  |       20  |
   60  |        7  |       17  |        10  |        0  |
   62  |       24  |       23  |        23  |       24  |
   68  |        5  |        5  |         0  |        0  |
   70  |        0  |        8  |         8  |        0  |
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .

       Так как, мы не знали сколько жителей было на начало периода, то цифры взяли произвольным образом. На первый взгляд это мало понятная таблица, но если перенести стрелки из схемы, то все становиться на свои места.

как читать суммарный отчет
Рис.AzMicro002 - как читать суммарный отчет

       Мы получили три отчетных документа, разные по степени полноты данных о объему. Увидели в каких случаях какой из отчетов применяется. При этом мы разбирали некоторое статистическое управление и ни разу не произнесли слова "Кредит" и "Дебет", просто потому что это было не нужно.
       А теперь, ничего не меняя в схеме представим что это не города, а пиджак с карманами, в которых лежат деньги, и вся наша деятельность заключается в перекладывании денег из одного кармана в другой. Карманы пронумерованы (министерство финансов присвоило им номера и сказало, что это — счет) и каждому номеру сопоставлено назначение денег. При этом одни карманы (счета) являются внутренними и предназначены для хранения денег внутри предприятия, другие — внешними и предназначены для связи с внешним миром. Так номера на схеме превращаются в следующие обозначения:
       10 - Материалы
       41 - товары на складе
       46 - Реализация продукции
       51 - Расчетный счет
       60 - Поставщики и подрядчики
       62 - Покупатели и заказчики
       68 - Расчеты с бюджетом
       70 - Расчеты с персоналом по оплате труда
       И вся схема превращается в обычную схему продажи товаров (правда, сильно упрощенную). Каждая стрелка превращается в элементарную хозяйственную операцию. Числа можно рассматривать как реальное количество денег или товара, выраженного в деньгах, с учетом знака плюс или минус.
       Таким образом, если мы сначала делаем операцию 46=>62, т.е. передаем покупателю товар или произведенную нами продукцию, то в кармане (счете) 62 получается положительное число. А это означает, что из этого кармана мы можем взять деньги или товар.
       Когда покупатель платит нам деньги, происходит операция 62=>51, т.е. покупатель (62) перекладывает деньги в карман "Расчетный счет" (51)., так как это происходит в жизни.
       Если мы сначала взяли у покупателя деньги (62=>51), то у нас возникают обязательства возместить взятое из этого кармана.
       Логика действий требует, чтобы по некоторым счетам (например группа "Расчеты") остатки стремились к нулю. По другим счетам — их содержимое не может быть меньше нуля. Например, "Материалы" не могут быть отрицательным числом, так как сделать табурет из воображаемых материалов невозможно.
       Отчеты, которые получались в примере о городах, в бухгалтерских терминах будут называться — "Журнал хозяйственных операций", "Журнал по счету", "Оборотная ведомость".
       "Журнал хозяйственных операций" — показывает в хронологическом порядке все хозяйственные операции происходящие на предприятии.
       "Журнал по счету" — в старых терминах назывался "Главной книгой", показывает в хронологическом порядке все хозяйственные операции по одному, конкретному счету. Одно время в Германии предложили накапливать записи статьям в течении месяца, а в Главную книгу записать итоговые данные (суммы) один раз в месяц. Однако с применением компьютерной техники операцию суммирования можно легко делать при просмотре "Журнала по счету" и за любой период.
       "Оборотная ведомость" — Показывает суммы операций (обороты) по каждому счету за конкретный период. При этом также показываются остатки по счетам (сальдо) на начало и конец периода.
       Компьютерная техника позволяет вести только "Журнал хозяйственных операций", а все остальные отчеты легко вычисляются по мере необходимости.
       Если следовать этим принципам учета, то баланс сходится всегда. Сторнированные операции показывают на ошибки в технике учета — их быть не должно.
       Конечно, Лука Пачиоло даже не думал, во что превратиться его трактат. И "Главнейших книг" у него было три. И правила несколько другие. И многое в них менялось с течением времени и пространства. Но изложенные принципы учета достаточны для начала разработки бухгалтерской системы. Более того, изложенные принципы достаточны для учета, например, книг в библиотеке, и любой другой замкнутой системы, в которой объекты меняют свои состояния.

Архангельский Андрей




<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:56 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AzBook/AZMicro/AZMicro10.shtml