Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Projects/AzBookPdxR.shtml

Опытная бухгалтерская система
для Неопытных Главных бухгалтеров
.

Слово АзБука происходит от названия первых букв старославянского алфавита Азъ Буки Веди в переводе с древнерусского звучит как "Я Книги Знаю". Это же говорят о себе тысячи бухгалтеров на многих языках мира (кроме немецкого"бухгалтер" - книги хранящий).
Программа АзБука несколько необычна для бухгалтеров со стажем, привыкшим к методам Луки Пачиоли. Конечно, Лука Пачиоли великий человек (без шуток), но прошло 500 лет и в математике, и в вычислительной технике, и в других смежных науках, произошли изменения, МИР стал другой и другими стали возможности бухгалтеров.
Однако, принципы заложенные в АзБуке, ни коей мере не противоречат класическим понятиям.


Бухгалтерская система АзБука представляет собой комплекс программ для ведения бухгалтерского учета и управления базой данных фирмы. Кроме того, она позволяет упорядочить ведение сопутствующей документации, а также обеспечить быстрое получение справочной и управленческой информации. АзБука построена на базе СУБД "Paradox" 4.5Rus, как одной из самых надежных.

    АзБука позволяет:
  • вести учет нескольких независимых предприятий на одном компьютере. Причем после окончании работы с предприятием его база данных может быть сжата архиватором RAR почти в 10 раз и автоматически раскрыта в следующий сеанс работы. Намечена возможность получить консолидированную отчетность по нескольким предприятиям, а также, выделить часть записей из одного предприятия и скопировать их в другое предприятие.
  • наконец-то решена проблема корректного ведения двойной бухгалтерии ("черная" касса + "белая" касса). В "черной" кассе ведется полный учет, как по "белой". так и по "черной" кассам. Каждая запись помечается признаком - "только белая", "белая+черная" и "только черная". Это позволяет избежать двойной работы (так как большая часть записей проходят и по "белой" и по "черной" кассе) и уменьшить количество ошибок, связанных с несогласованностью данных. В самом ближайшем будущем можно будет получать журнал операций, главную книгу, оборотную и сводную ведомости по "белой" или по "черной" кассе. При необходимости выделить, например, для налоговой инспекции только "белую" кассу автоматически будет создаваться база данных фирмы, включающая только записи, относящиеся к "белой" кассе. Система признаков построена таким образом, чтобы можно было вести в одном журнале операций до 10 черно-белых фирм (например, 10 торговых палаток принадлежащих одной фирме) + только "черную" кассу общую для всех.
  • вести учет как в денежном так и в количественном выражении (каждая запись имеет поле "Сумма" и поле "Количество"). Все отчеты расчитываются сразу в деньгах и количестве, а выводятся на печать или экран или в деньгах, или в количественном выражении.
  • вести несколько планов счетов в одном журнале операций, например, рублевый, валютный и забалансовый. План счетов рассматривается как замкнутая система объектов. АзБука позволяет выделять из журнала операций только те записи, у которых номера счетов соответствуют заданному шаблону.
  • для каждой хозяйственной операции указывать ссылку на код контракта, партнера, вида продукции, а также иметь MEMO-поле для обширных коментариев.
  • иметь готовые формы журнала операций, оборотной ведомости, главной книги, платежных поручений и др. отчетов.
  • вести аналитический учет по договорам, партнерам и видам продукции, т.е. иметь возможность получить журнал операций, главную книгу и оборотную ведомость по отдельному контракту, группе контрактов, партнеру или виду продукции. Можно также получить сводную ведомость оборотов по одному или нескольким счетам с разбивкой по всем контрактам, партнерам или видам продукции.
  • таблица контрактов может включать ПОЛНЫЕ тексты договоров, счетов и др. документов, созданных в программах с интерфейсом OLE-2. таких как Win_Word_6.0 или Excel_5.0.
  • иметь шаблоны договоров и сопутствующих документов и использовать их в таблице контракты.
  • пересчитать сумму в журнале операций по курсу выбранной валюты на выбранной бирже, при этом дата берется из журнала операций. С АзБукой поставляется база данных за 3 года по 38 валютам ЦБ России, а также по основным валютам на некоторых российских биржах.

Требования к компьютеру

Общие требования к компьютеру определяются нормальной работой Windows_3.1x, так как оптимальные значения для Windows являются достаточно комфортными для системы АзБука. Ниже приведены требования к компьютеру в том порядке, в каком эти требования влияют на производительность системы в целом. В любом случае для СУБД справедливо правило - при больших размерах таблиц производительность увеличивается с увеличением объема оперативной памяти и быстродействия жесткого диска.

Микропроцессор
как минимум 486DX с любой тактовой частотой. При этом если оперативная память меньше 8Mb, то быстродействие процессора практически не влияет на производительность Windows. На быстродействие процессора стоит обратить внимание при большом количестве записей в журнале операций (более 5000) и скученности их по счетам, так как в этом случае значительно время получения главной книги и оборотной ведомости более 45 секунд. При этом одновременно стоит увеличить размер оперативной памяти, чтобы основная работа выполнялась в ней.

Оперативная память
минимум 4Mb, весьма желательно 8Mb, максимум 16Mb. так как Windows 3.1 больше не использует. Дальнейшее увеличение памяти мало влияет на производительность Windows, однако можно несколько увеличить производительность АзБуки за счет увеличения буферов СУБД.

Жесткий диск
Системные файлы АзБуки занимают около 15Mb (включая базу данных учебной фирмы). Для успешной установки и работы требуется иметь не менее 30Mb свободного места. Следует учеть, что Win_Word_6.0 при наличии менее 100Mb свободного места значительно замедляет работу. Поэтому хорошее правило - поддерживать на диске как минимум 100-150Mb свободного места и чаще устранять дефрагментацию диска с помощью программы SPEEDISK из Norton Utilites.
Вместе с тем при больших объемах таблиц быстродействие жесткого диска значительно влияет на производительность АзБуки. По совокупности характеристик для бухгалтерского (или просто домашнего) компьютера, на сегодняшний день, лучшим является винчестер фирмы Western Digital "Caviar_21200" объемом 1270Mb.

Видеомонитор
минимально - VGA, но очень желательно SVGA и видеокарту 1Mb. Так как в программе используется много графических элементов, то хорошая видеокарта практически определяет субьективное быстродействие АзБуки, которое определяется скоростью вывода изображений. Комфортную работу обеспечивают, например такие видеокарту как Trio-64+ и ATI_Match-64 и им подобные.

MicroSoft Windows 3.1x
или более поздняя. Так обычно пишет фирма MicroSoft, однако в Windows-95 изменены имена системных переменных, форматы файлов, есть какие-то непонятные проблемы с вводом символов с клавиатуры и т.д, и т.п. Строго говоря это совсем другая система и переделывать программу в угоду рекламным трюкам это слишком дорогое удовольствие. Желательно, чтобы были установлены программы Win_Word 2.0 или 6.0 и Excel_5.0 или QuadroPro (или им подобные) как вспомогательные инструменты.

Среда руссификации
корпорация Borland гарантирует корректную работу Paradox для Windows только на русской версии Windows_3.1x, но это не значит, что АзБука не будет работать на руссифицированной копии Windows. Проверка показала, что АзБука нормально работает на английской версии Windows, но требуется корректная руссификация, настройка системных шрифтов и наличие русских шрифтов Ariel Cyr, Times New Roman Cyr, Courier New Cyr. АзБука не использует других шрифтов.


Описание структуры и вариантов поставки
Информация каждой фирмы содержится в большом количестве таблиц базы данных (БД), построенной в среде СУБД Paradox. Исходя из потребностей пользователя (условий деятельности учитываемой фирмы) удалось выделить две структуры БД, которые кратко в дальнейшем будут называться по типу фирмы - AZ_mini и AZ_Shop.

AZ_mini - минимальная форма предприятия
Содержит минимальный набор таблиц, позволяющий вести общий учет на малом предприятии, включая учет по договорам, партнерам и видам продукции. При небольшом количестве наименований товаров можно вести количественный учет (товары учитываются на субсчетах). В таблицах - контракты, партнеры, продукты - можно хранить, кроме общей информации, ПОЛНЫЕ тексты договоров, переписки с партнерами, стандарты на продукцию и другие документы подготовленные в программах, которые используют интерфейс OLE-2. Это могут быть редакторы Win_Word или Word_Perfect, электронные таблицы Excel или Quadro_Pro, редакторы фотографий PhotoShop и др.
В качестве отчетных форм используются - Журнал хозяйственных операций, Главная книга (карточка счета), Оборотно-сальдовая ведомость, Сводная ведомость. Первые три формы можно получить по конкретному контракту, партнеру или виду продукции. При этом для журнала хозяйственных операций можно дополнительно задать шаблон наименований счетов, которые должны появиться в распечатке. Это позволяет ответить практически на любой вопрос, возникающий при управлении предприятием.
Сводная ведомость соответствует оборотно-сальдовой ведомости по одному или нескольким счетам, в которой показаны сальдо и обороты по всем партнерам, или по всем контрактам, или по всем видам продукции.


Минимальная форма оказалась очень удобной для небольших производственных предприятий, у который количество видов продукции не превышает 50. В качестве тестового примера (ООО "РМА", реальная фирма в которой я вел бухгалтерский учет) использовался небольшой колбасный завод со следующими параметрами:
  • количество видов производимой продукции -- 45
  • среднее количество инградиентов в каждом виде продукции -- 15
  • количество магазинов - покупателей продукции -- 115
  • количество поставщиков свежего мяса -- 300
На компьютере Pentium-75 оборотная ведомость по журналу операций с 25000 записями вычислялось 37 секунд, сводная ведомость вычислялась 55 секунд.


AZ_Shop - расширенная форма с товарным учетом
Содержит базовый набор таблиц, как в AZ_mini, расширенный для ведения полного товарного учета, учета основных средств и материальных запасов, учета зарплаты и рабочего времени. Весь учет ведется с точки зрения бухгалтерии, т.е. все перемещения товара отражаются на бухгалтерских счетах. Позволяет вести поштучный учет товаров.
Соответственно содержит модули управления данными, формирования таких документов как накладные и счета с автоматическим формированием проводок в журнале операций. Намечены модули расчета цены товара по методикам LIFO, FIFO и др., а также модули контроля за оплатой счетов и движением товаров. Таблицы построены тким образом, что позволяют отпустить товар одной накладной по нескольким счетам (частичный отпуск отдельных позиций), и проконтролировать что в следующий раз по этим счетам будут отпущены только оставшиеся позиции.
Таблица товаров содержит всю описательную информацию о товаре, включая документацию, коментарии и фотографии. В таблице также имеется информация о ценах товара в зависимости от количества покупаемого товара или в зависимости от категории клиента. Поисковая система позволяет осуществлять быстрый поиск по всей таблице, содержащей 32 тысячи наименований товаров, по любому полю.
Отдельные группы модулей могут быть вынесены как подсистемы в отдельное рабочее место, как в случае сетевого варианта, так и на локальном компьютере. При этом могут быть наложены ограничения на некоторые функции.
Дальнейшее развитие значительное за счет конкретизации функций по управлению основными средствами, материальными запасами, товарами, зарплатой. По мере накопления данных и опыта в работе с подсистемами будут добавляться модули аналитических отчетов для принятия управленческих решений.
Однако, из-за отсутствия финансовых средств работа над этой частью практически остановлена. Теоритическая проработка завершилась разработкой структуры базы данных, подробно исследовались реальные ситуации в фирмах со значительными оборотами и ассортиментом от 3000 до 25000 наименований товаров.
Проработка подобной системы в технологии Клиент/Сервер на базе СУБД InterBase с использованием SQL открыла качественно новые возможности по работе с данными. В результате продолжение разработки в Windows 3.11 без финансирования потеряло всякий смысл.

(c)1997 - работа закончена в 1998г, программа использовалась до 1 квартала 2000г

(c)1997 - работа закончена в 1998г, программа использовалась до 1 квартала 2000г





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:44 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Projects/AzBookPdxR.shtml