Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Support/Archiv/Elc1983/A19831020Elc006.shtml

На пути к телефонному обслуживанию пассажиров во время полетов

Федеральная комиссия связи, видимо, готова выделить полосу шириной 4 МГц в диапазоне 900 МГц для телефонного обслуживания пассажиров авиалайнеров во время полетов. Сторонники каждой из трех конкурирующих систем стараются через своих лоббистов убедить ФКС, что их система лучше других с точки зрения экономного использования частотного спектра. ФКС считает эту характеристику важной, так как запрашиваемые частоты относятся к густо заселенному участку спектра.

Последней представила свои предложения в ФКС фирма Millicom Airborne Telephone Services Inc. (MATS) — вашингтонский филиал нью-йоркской фирмы Millicom Inc. В конце сентября 1983г. фирма MATS обратилась в ФКС с просьбой о выдаче лицензии на экспериментальную систему, которая базируется на технике наземных сотовых радиосетей и будет обслуживать авиалинию Нью-Йорк—Чикаго1{Электроника, 1983, №19, «Последние новости»}.

Фирма MATS говорит, что, используя три основные особенности сотовых радиосетей (автоматическую передачу вызова из ячейки в ячейку, частотную модуляцию и 30-кГц каналы), она сможет обеспечить работу 60 телефонных каналов на каждой из 30 наземных станций. Это позволит пассажирам авиалайнеров, летящих на средней высоте около 4300 м, осуществлять одновременно 1800 вызовов. «Новшество заключается в том, что мы осуществляем такую связь в полосе 4 МГц и со 100%-ным повторным использованием частот»,— говорит Джерри Шмит, главный инженер фирмы MATS. В наземных сотовых сетях повторное использование частот составляет лишь 14% и, таким образом, получается выигрыш в 7 раз.

Расстояние между станциями. Шмит утверждает, что те же самые 60 частот можно повторно использовать на станциях, удаленных друг от друга примерно на 560 км. С этим не согласна фирма Aeronautical Radio Inc. (Arinc) из Аннаполиса (шт.Мэриленд). Опираясь на свой подход к передаче вызова из одной сотовой ячейки в другую, она настаивает на том, чтобы для защиты от помех соседнего канала с самолета, летящего на высоте 13,5 км, повторно использовать ту же самую частоту лишь на удалении более 1040 км.

Точка зрения фирмы Airfone Inc. (Оквуд, шт.Иллинойс) во многом совпадает с точкой зрения фирмы Arinc. Фирма Airfone — единственная имеющая и эксплуатирующая экспериментальную систему (15 января 1984г. она станет общенациональной) — сообщает, что ей для повторного использования той же самой рабочей частоты требуется разнесение наземных станций на 720—800 км.

Способ, которым фирма MATS добивается эффективного использования спектра, является, по словам Шмита, ее секретом. Однако один из инженеров ФКС, знакомый отчасти с заявкой фирмы MATS, говорит, что она, вероятно, воспользовалась поляризационными методами, подобно тому как это делают в спутниковой связи. Он поясняет, что 100%-ное повторное использование частот может быть достигнуто при передаче двух сигналов на одной и той же частоте, но с разными направлениями вращения плоскостей поляризации (правым и левым).

При поляризационном разнесении имеет место явление захватывания, при котором дискриминатор приемника захватывает один сигнал и подавляет мешающее действие другого. И чем шире полоса, тем больше степень подавления. Шмит отказался подтвердить, что его система работает таким образом, но признал, что полоса играет весьма существенную роль.

За и против. Конкуренты фирмы MATS сомневаются, что ФКС пойдет на увеличение ширины полосы, связанное с использованием частотной модуляции. Рональд Уэбер, директор по разработкам передающих систем в фирме Arinc, говорит, что при однополосной амплитудной модуляции для обеспечения частотного разделения требуется полоса, составляющая лишь от 1/3 до 1/5 полосы при ЧМ с эквивалентным качеством обслуживания. Такого же мнения придерживается Том Деннис, вице-президент фирмы Airfone по разработкам.

Шмит возражает им, утверждая, что более высокая восприимчивость AM с ОБП к многолучевому распространению сводит на нет преимущества по частоте. Однако Уэбер и Деннис отрицают это. В конструкции фирмы Arinc с многолучёвостью удается справиться применением компандирования. Фирма Airfone ожидает получения патента на компьютерную систему, которая анализирует доплеровские сдвиги частоты и силу сигнала с тем, чтобы выбрать наиболее удаленную станцию, расположенную по курсу самолета и дающую приемлемый по уровню сигнал.

Больше конкурентов. Кроме эффективности использования частотного спектра ФКС волнует также вопрос о развитии конкуренции в только еще зарождающемся секторе услуг самолетной телефонной связи. Последнее обстоятельство дает преимущество фирме Arinc, так как только ее предложение оставляет место для конкурирующих компаний. Поэтому, исходя из того, что «достаточность столь же важна, как и эффективность», фирма Arinc настоятельно просит ФКС выделить для новой службы по меньшей мере полосу в 12 МГц. В пределах такой полосы она хочет установить восемь групп частот, которые можно было бы разделить на пять подгрупп по 25 каналов в сотовых ячейках с высокой плотностью трафика и три подгруппы с 15 каналами. Такая схема, опирающаяся на использование 8-кГц каналов с ОБП, позволила бы в выделенной полосе частот действовать пяти конкурирующим системам и сохраняла бы возможности для роста трафика в будущем [pp.52,54,56,61].

Карен Бёрни

Выходные данные:

Журнал "Электроника" том 56, No.20 (676), 1983г - пер. с англ. М.: Мир, 1983, стр.10

Electronics Vol.56 No.21 October 20, 1983 A McGraw-Hill Publication

Раздел: ОБОЗРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

Тема:     Техника связи





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:55 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Support/Archiv/Elc1983/A19831020Elc006.shtml