Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Support/Archiv/Elc1985/D19850805Elc023.shtml

Отношение пользователей к инженерным АРМ — от горячего одобрения до резкой критики

Клиффорд Барни (Clifford Barney)
Редакция Electronics

Clifford Barney. Plaudits and pans greet engineering work stations, No.30, pp.51,52.

Описано отношение разработчиков электронных схем и аппаратуры к современным инженерным АРМ. Показано, что многие из них считают такие системы незаменимыми средствами проектирования, существенно повышающими производительность труда, однако некоторые специалисты пока вполне в состоянии обходиться без помощи этих средств.

Современные инженерные АРМ встречают у инженеров-пользователей такое же смешанное отношение, какое в свое время встретили компьютеры у служащих учреждений: для некоторых пользователей АРМ очень быстро становятся ценным и незаменимым инструментом, тогда как другие относятся к этим системам весьма сдержанно. Сложные схемы объемом порядка 20 тыс. вентилей практически невозможно разрабатывать ручными методами, однако инженеры утверждают, что даже самые мощные современные инженерные АРМ пока еще не обеспечивают возможности успешного решения этих сложных задач проектирования.

Однако очень мощным стимулом для использования АРМ являются те неоспоримые их достоинства, которые позволяют эффективно осуществлять ввод описаний схем, логическое проектирование, управление проектными работами и разработку программного обеспечения, и особенно технической документации (см «Поставщик и пользователь в одном лице»). Генри В. Элуорд, управляющий маркетингом новых изделий в компании Tektronix Inc. (Бивертон, шт.Орегон), так характеризует сложившуюся противоречивую ситуацию: «Нравятся ли мне современные АРМ? Нет. Могу ли я отказаться от своего АРМ? Никогда!».

Пользователи АРМ, неофициально опрошенные в кулуарах конференций по автоматизированному проектированию и в ряде других мест, единодушны во мнении, что появление инженерных АРМ необратимо меняет характер практической деятельности инженеров-конструкторов. Однако сложные структуры команд и обилие несовместимых программных средств заставляют некоторых разработчиков с тоской вспоминать о тех днях, когда проектные работы велись при помощи карандаша, ластика и бумаги в клетку. Многоопытные пользователи отмечают недостатки как технических, так и программных средств автоматизированного проектирования. У первых — это прежде всего недостаточно высокая вычислительная мощность, у вторых — недостаточный уровень сложности решаемых задач. Новички-пользователи жалуются на неудобные интерфейсы и на серьезные проблемы выбора наиболее подходящего комплекса АРМ. Один конструктор из фирмы Intel Corp. мрачно предупреждает, что какую бы систему пользователь ни приобрел, «очень скоро в продаже появляется еще лучшая система».

Бо Вролик, 33-летний президент и основатель фирмы Arete Systems Corp. (Сан-Хосе, шт.Калифорния), говорит, что в его фирме при проектировании 32-разрядных микропроцессорных компьютеров на базе ОС Unix инженерные АРМ находят лишь ограниченное применение. «Мне еще не встречался инженер, который умел бы проектировать при помощи дисплея быстрее, чем традиционными методами», — говорит Вролик. По его словам, современным АРМ пока не хватает вычислительной мощности для проектирования многослойных печатных плат. В аппаратуре фирмы Arete используются большие платы размером 380*380 мм с количеством слоев до восьми, содержащие свыше 300 ИС. Проектные базы данных, формируемые для таких плат, требуют памяти объемом в несколько мегабайт. Решение задач размещения и трассировки ИС для таких плат и задач моделирования разрабатываемой системы, по словам Вролика, превышает вычислительные возможности автономных АРМ, поэтому в фирме Arete эти задачи решаются на мини-компьютере или на универсальной ЭВМ.

Тем не менее фирма Arete использует АРМ в своих работах. После экспериментов с первыми системами фирм Mentor Graphics Corp. (Бивертон) и Daisy Systems Corp. (Санта-Клара, шт.Калифорния) Вролик остановил свой выбор на системе фирмы Versatec Inc. (Санта-Клара) — филиала корпорации Xerox Corp., занимающегося производством печатающих устройств. Вролик предпочел систему фирмы Versatec за ее пользовательский интерфейс. Он говорит, что благодаря микропрограммным средствам управления полиэкранным режимом эта система обеспечивает значительное ускорение диалоговой работы.

Однако не все инженеры фирмы Arete используют АРМ в своей работе. В действительности эта фирма сознательно разделяет процесс проектирования на творческие и механические рутинные работы и переводит на АРМ только механические. Считая неправильным принцип, «одно АРМ — один инженер», эта фирмы выделяет один комплекс на четырех пользователей.

«Наши инженеры выполняют проектирование на бумаге и передают результаты оператору, который вводит их в АРМ. Главный конструктор в лаборатории не имеет дела с осциллографом, а наши старшие инженеры не занимаются сами вводом информации в АРМ. Их время стоит слишком дорого», — говорит Вролик. В функции АРМ входят ввод и хранение описаний проектируемых устройств, топологическое проектирование, временная верификация и моделирование и составление ведомостей материалов и компонентов. Это достаточно серьезные задачи, однако они не имеют отношения к собственно проектированию. «Следующее поколение инженеров, возможно, будет чувствовать себя на «более короткой ноге» с АРМ, — заключает Вролик. — Нынешнее поколение относится к этим системам скептически».

Тяжелый груз старых привычек

Майкл Меткалф, ветеран-разработчик линейных ИС из компании Tektronix, согласен с тем, что старые привычки отмирают с большим трудом. За 18 лет работы в компании Tektronix

Меткалф самостоятельно разработал 30 схем и принял участие в разработке еще 18 ИС; он говорит что ему понадобился год, чтобы добиться при работе на АРМ того же уровня мастерства, которым он обладал при ручном проектировании.

«Мой метод проектирования состоял в том, что я брал карандаши, бумагу и много ластиков, ждал, когда все дома уснут, заваривал кофе и садился изучать принципиальную схему. Ее конструкция должна была вначале сложиться в моем мозгу, — говорит Меткалф. — Не каждый специалист это может — я не уверен, что и сам я сегодня в состоянии это делать». Меткалфу нравится, что инженерные АРМ предусматривают включение новых проектов в базы данных, однако его раздражает, как он говорит, «неповоротливость» средств автоматизированного проектирования. «Мне нравятся схемы, которые выглядят красиво. Однако при автоматизированном проектировании у меня нет возможности изменять их так, как я привык делать».

Ричард Л. Зибель в течение ряда лет занимался разработкой средств автоматизированного проектирования в трех различных компаниях еще до того времени, когда началось широкое распространение инженерных АРМ. Сегодня Зибель, ведущий инженер центра микроэлектроники компании McDonnell Douglas Corp. (Сент-Луис), говорит, что он заново входит в мир САПР, обнаруживая при этом, что тот существенно изменился. «Когда я в 1979г. прекратил заниматься САПР, инженерных АРМ вообще не существовало. Сегодня же мы уже пытаемся реализовать базу данных компьютера VAX на АРМ фирмы Mentor. Это тяжелая задача. Инженерные АРМ определенно представляют собой превосходный инструмент для графического проектирования схем. Они обладают более высокими скоростными характеристиками и в меньшей степени подвержены ошибкам. Однако если мы уже имеем спроектированную схему, то хотим иметь возможность хранить ее и при необходимости перерабатывать. Что же мы будем делать со своими проектами через два года, если фирма Mentor изменит свою систему? Они говорят нам, чтобы мы не беспокоились, однако мы не можем не беспокоиться об этом».

Для современных АРМ весьма критичным фактором является вопрос совместимости, как утверждает Алан Дж. Флетчер, консультант из г.Слинджерленд (шт.Нью-Йорк). «Программные средства всех этих систем перерабатываются «по месту» каждые несколько месяцев», — говорит он.

Эндрю Паркинсон, управляющий производством в фирме — изготовителе комплексного оборудования Teradyne Inc. (Бостон), говорит, что инженерные АРМ пока еще не достаточно совершенны, хотя они и обеспечивают его компании кардинальные преимущества при разработках схем на вентильных матрицах для выпускаемого ею испытательного оборудования. Для ввода описаний схем компания Teradyne использует АРМ фирмы Valid, однако логическое моделирование она выполняет с помощью своих собственных программных средств. Паркинсон говорит, что инженерные АРМ пока еще не в состоянии обеспечивать ряд важных аспектов проектирования. В качестве примера он приводит неопределенность временных параметров из-за разветвления логических сигналов между участками схемы с разными временными задержками.

Амар Гупта, консультант по проектированию из компании Digital Equipment Corp. (Мейнард, шт.Массачусетс), считает, что инженерные АРМ в настоящее время фактически теряют свои позиции в конкурентной борьбе за повышение рабочих характеристик. «По своим возможностям АРМ соответствовали задачам проектирования 500-вентильных схем, создававшихся несколько лет назад. Однако они начинают очень быстро отставать от потребностей сегодняшнего дня. Для моделирования на АРМ 10 000-вентильной системы потребуется целая ночь его работы». По этой причине Гупта использует АРМ только для ввода описаний схем, а затем для выполнения остальных проектных операций загружает его описание в универсальную ЭВМ.

По словам Гупты, кремниевые компиляторы, превращающие логические схемы в кристаллы ИС, являются самым важным достижением в области инженерных АРМ на ближайший год. Однако здесь очень многое будет зависеть от того, какие функциональные модули будут в наличии, какие поставщики будут предоставлять пользователям возможность писать свои собственные генераторы модулей (элементов) и на какие кремниевые мастерские будут ориентированы конкретные компиляторы; в частности, совокупность этих факторов может жестко «привязать» пользователя к инженерным АРМ одного конкретного изготовителя. Язык EDIF (Electronic Design Interface Format), прорабатываемый и обсуждаемый неофициальным советом специалистов отрасли, предназначен для стандартизации в данной области. На сегодняшний день пользователи могут оказаться «привязанными» к конкретному инженерному АРМ, если они используют конкретную библиотеку элементов; язык EDIF обеспечит общий для всех интерфейс, с помощью которого инженеры смогут преобразовывать свои проекты из одного специфического формата описания в другой1{Электроника, 1985, №14, «Обозрение электронной техники»}. Флетчер называет создание языка EDIF шагом в верном направлении, но не считает его панацеей от всех бед. «Язык EDIF предназначен для обмена большими массивами данных. Это не настоящий стандарт, как, например, стандарт графического ядра GKS».

Но, несмотря на все критические замечания, снижение цен на технические средства и создание более простых интерфейсов пользователя означает, что инженерные АРМ смогут проложить себе дорогу на рабочий стол каждого инженера-конструктора. Чтобы это стало возможным, стоимость технических средств комплекса АРМ в базовом варианте конфигурации должна стать ниже 10 тыс. долл., как говорит один специалист по рынкам из компании Dataquest (Сан-Хосе). Под базовым вариантом понимается система с цветным графическим дисплеем высокого разрешения, с основной памятью емкостью 1 Мбайт и НМД емкостью 50 Мбайт. Цена такого комплекса уже сегодня составляет около 15 тыс. долл., и, по прогнозам фирмы Dataquest, она может выйти на уровень 10 тыс. долл. к концу 1986г.

Родительская статья:

«Генеральное наступление» изготовителей САИТ для разработки электронных схем и аппаратуры

Дочерние статьи:

Поставщик и пользователь в одном лице

Выходные данные:

Журнал "Электроника" том 58, No.16 (723), 1985г - пер. с англ. М.: Мир, 1985, стр.44

Electronics Vol.58 No.30 July 29, 1985 A McGraw-Hill Publication

Electronics Vol.58 No.31 August 05, 1985 A McGraw-Hill Publication

Clifford Barney. Plaudits and pans greet engineering work stations, No.30, pp.51,52.

Раздел: МЕТОДЫ, СХЕМЫ, АППАРАТУРА

Тема:     Автоматизация инженерного труда





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:55 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Support/Archiv/Elc1985/D19850805Elc023.shtml