Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Support/Archiv/Market/C19840806Elc062.shtml

Бытовая электроника

УДК 338.45:621.38(73)

Отмечается стабилизация спроса на цветные телевизоры и рост спроса на видеомагнитофоны.

«Сбыт цветных телевизоров все еще является стержнем нашего бизнеса», — говорит Рудольф Кёберле. Высказываясь подобным образом, Кёберле, член совета директоров и ответственный за сбыт и маркетинг в фирме Grundig AG, крупнейшем изготовителе бытовой электронной аппаратуры в ФРГ (находящемся с апреля 1984г. под контролем фирмы Philips), говорит от лица всей Западной Европы. Но сколь бы радужным ни было изображение в домах жителей стран Западной Европы, когда-то процветающий рынок стал несколько вялым. «В течение многих лет он был весьма стабильным», — говорит Кёберле. И, судя по цифрам для Западной Европы, полученным отделом изучения рынка фирмы Grundig, который давал довольно точные прогнозы в прошлом, рынок останется стабильным и в будущем. Что касается ФРГ, число проданных цветных телевизоров, как ожидается, возрастает с 2,5 млн, в 1983г. лишь до 2,55 млн. в 1984г. и останется на этом уровне в 1985г. Для Великобритании цифры фирмы Grundig показывают спад: от 3,45 млн. аппаратов в 1983г. до 3 млн. в 1984г. и затем до 2,8 млн. в 1985г. Такой же спад произойдет в Испании: от 1 млн. аппаратов до 0,9 млн. и затем до 0,87 млн. за трехлетний период.

Во Франции, как в ФРГ, будет отмечено небольшое увеличение, а затем стабилизация на одном уровне: сбыт цветных телевизоров должен, по оценке специалистов Grundig, возрасти с 1,93 млн. аппаратов в 1983г. до 2 млн. в 1984г. и остаться на этом уровне в 1985г. В Италии соответствующие цифры равны 1,6; 1,7 и 1,75 млн. аппаратов. Остальные западноевропейские страны имеют суммарный показатель 2,32; 2,35 и 2,33 млн. аппаратов за три года.

Вывод заключается в том, что, по мнению специалистов указанной фирмы, сбыт цветных телевизоров в Западной Европе будет фактически снижаться в последующие годы от 12,8 млн. аппаратов в 1983 г. до 12,5 млн. в 1984г. и затем до 12,3 млн. аппаратов в 1985г. Для рынка США показатели следующие: 13,9; 14,2 и 14,0 млн. аппаратов (данные фирмы Grundig). Общий объем сбыта, однако, будет увеличиваться и составит 45,5; 48,0 и 49,0 млн. телевизоров за три года. Это частично объясняется ростом спроса в других странах.

Обеспечивая более 20% потребности ФРГ в цветных телевизорах, фирма Grundig является бесспорным лидером на своей родной земле. Эта находящаяся в Фюрте фирма уверенно занимает второе место в Италии, Испании и Франции, где ее доля сбыта составляет 10—15%. В менее крупных западноевропейских странах, например в Португалии, Греции и Турции, ее доля даже выше — от 20 до 30%, как указал Кёберле.

И если на рынке сбыта цветных телевизоров оживления не хватает, то оно определенно присутствует на рынке сбыта кассетных видеомагнитофонов. Но рост уже начал спадать. Действительно, по данным представителей фирмы Grundig, сбыт в Великобритании достиг своего пика 2,25 млн. штук) в 1983г. и, вероятно, снизится до 2 млн. в 1984г., а затем до 1,9 млн. в 1985г. В ФРГ, однако, будет по-прежнему отмечаться прирост, причем сбыт, как ожидается, возрастет с 1,5 млн. аппаратов в 1983г. до 1,7 млн. в 1984 г. и до 1,9 млн. в 1985г.

Сбыт видеомагнитофонов в других западноевропейских странах относительно мал, по постоянно растет. Для Франции фирма Grundig предсказывает на эти три года цифры сбыта в 0,4; 0,6 и 0,8 млн. аппаратов. Для Испании — 0,4; 0,45 и 0,5 млн. А в Италии предполагается довольно малый сбыт: 0,12, 0,15 и 0,22 млн. аппаратов. По приводимой оценке, сбыт в остальных западноевропейских странах возрастет с 0,93 млн. аппаратов в 1983 г. до 1,1 млн. в 1984г. и до 1,28 млн. в 1985г.

Таким образом, для всей Западной Европы, по данным фирмы Grundig, цифры таковы: 5,6 млн. аппаратов в 1983 г., 6 млн. аппаратов в 1984г. и 6,6 млн. аппаратов в 1985г. Для США соответствующие цифры — 4,1; 6 и 7,5 млн. Общий объем сбыта видеомагнитофонов составит соответственно 15,6; 20,5 и 25 млн. штук.

Жесткая конкуренция

За рынком видеомагнитофонов интересно наблюдать не только из-за роста, но и из-за конкуренции. Однако бой уже выигран японскими видеомагнитофонами системы VHS, поскольку европейские фирмы Philips и Grundig фактически признали поражение своей совместно разработанной системы Video 2000. В своей стране фирма Grundig обеспечивает только 15% рынка. В других западноевропейских странах, за исключением Великобритании, сбыт системы Video 2000 занимает, по данным фирмы Grundig, несколько невзрачное второе место, но все же опережает сбыт японской системы Betamax.

Для продолжения участия в поставке видеомагнитофонов и улучшения своего положения фирмы Philips и Grundig начнут производить и поставлять оборудование ранее конкурировавшей с ними системы VHS, продолжая в то же время выпуск аппаратов системы Video 2000. В фирме Grundig 40% производственной мощности будет занято выпуском Video 2000 и 60% — выпуском системы VHS. Причиной, побудившей эту фирму выпускать видеомагнитофоны японской системы, является то, что в противном случае пострадает сбыт ее цветных телевизоров в странах, где фирма еще занимает уверенное положение на рынке, например в Аргентине, Турции, Иране, Индии, Индонезии, Таиланде и Саудовской Аравии, поскольку многие клиенты приобретают цветной телевизионный приемник и видеомагнитофон одной фирмы.

Что касается удовлетворения потребности в видеомагнитофонах, то, по данным соответствующей комиссии (Брюссель), к концу 1984г. 20,5% семей в ФРГ будут иметь видеомагнитофон. В Великобритании доля таких семей составит 35%, а в Нидерландах— 19,8%.

Но оживленные поставки видеомагнитофонов и стабильный сбыт цветных телевизоров не обязательно означают, что все благополучно на европейском рынке сбыта бытовой развлекательной электроники. В ФРГ, например, в I квартале 1984г. засвидетельствовано снижение на 2% сбыта по всей отрасли бытовых электронных приборов. Это случилось после 1983г., когда прирост сбыта составил всего 1%. При таких цифрах объем сбыта изделий бытовой развлекательной электронной аппаратуры составил приблизительно 5,5 млрд. долл.

Сейчас производящие и торговые фирмы ФРГ надеются, что спрос возрастет в связи с Олимпийскими играми в Лос-Анджелесе, хотя привлекательность игр пострадает из-за отказа участвовать в них большинства восточноевропейских стран. В итоге в 1984г. отрасль развлекательной электроники в ФРГ может рассчитывать на общий прирост 3%.

Не столь отрадна ситуация на рынке аппаратуры воспроизведения звука, объем сбыта на котором будет продолжать снижаться, несмотря на значительный рост выпуска устройств воспроизведения на компактных долгоиграющих пластинках. Специалисты-исследователи рынка считают, что к концу этого десятилетия компактные диски станут основной средой для записи музыки. По их мнению, к 1986г. сбыт электропроигрывателей на компактных дисках составит в Западной Европе 2,7—2,8 млн. шт. Видеодиски, с другой стороны, в течение некоторого времени не составят существенной доли на рынке сбыта видео-воспроизводящей аппаратуры.

Рынок сбыта видеомагнитофонов в Великобритании, вероятно, является первым вне Японии рынком, достигшим зрелости, и Великобритания, по всей видимости, явится единственной страной, где сбыт видеомагнитофонов в 1984г. пойдет на убыль. Подтверждая это быстрое изменение в показателях сбыта, данные японских специалистов за февраль показывают снижение на 47% объема поставок в Великобританию, где к концу 1984г. около 40% семей, имеющих телевизоры, будут обладать и видеомагнитофонами. Эти показатели превзойдены только в Японии, где оснащенность видеомагнитофонами характеризуется цифрой 43,4%, как показывает, обзор, опубликованный лондонским специализированным изданием Screen Digest.

Все же рынок Великобритании остается третьим по величине рынком сбыта видеомагнитофонов, и, как ожидается, в 1984г. на него будет поставлено 1,9 млн. аппаратов против 2,1 млн. в 1983г. В ФРГ к концу 1984г. только 25,3% семей, имеющих телевизоры, будут оснащены видеомагнитофонами, а сбыт на слабом французском рынке составит лишь 25% сбыта и Великобритании. В Италии, наиболее слабом рынке в Западной Европе, к концу 1984г. будет продано 150 тыс. видеомагнитофонов, что соответствует лишь 3,2% семей, имеющих телевизоры.

Большая часть этой потребности покрывалась импортом, но, как отмечает лондонская маклерская фирма W.Greenwell & Co., в странах Западной Европы сейчас действуют или строятся около 20 предприятий по выпуску видеомагнитофонов. Объем производства многих из этих предприятий в денежном выражении достигает величины в 45%, определяющей долю европейского производства, установленную соглашением, заключенным между соответствующей комиссией внешней торговли и промышленности Японии, и, таким образом, выйдет за рамки нынешних количественных показателей.

Пик сбыта телевизоров

Как и сбыт видеомагнитофонов, сбыт цветных телевизоров в Великобритании также имел максимум в 1983г. (около 3,4 млн. аппаратов) и, вероятно, составит где-то 3 млн. штук в 1984г. Пик 1983г. соответствует циклу замены парка, следующему за бумом цветного телевидения в начале 1970-х годов. С тех пор основным потребителем стали семьи, покупающие второй телевизор, причем основу сбыта составляют цветные аппараты с экраном 30—35 см, продающиеся по цене от 200 до 240 долл.

Без сомнения, бытовая техника является ахиллесовой пятой французской электронной промышленности. На рынке цветных телевизоров, например после 10%-ного спада от числа телевизоров, проданных в 1982г., сбыт остался практически неизменным в 1983г. и возрастет в этом году не более чем на 1%. Таково мнение Алена Мервилля, руководителя экономических исследований отдела бытовой техники в фирме Thomson SA (Париж).

Но и это не самое худшее. По сравнению с ФРГ телевизоры, продаваемые во Франции, как правило, имеют экран меньшего размера и обладают меньшими возможностями. Потребители в ФРГ в настоящее время приобретают телевизоры с большим экраном и со стереофоническим звуковым сопровождением. Но пожалуй, в самом печальном состоянии во Франции находится рынок видеомагнитофонов, где стечение обстоятельств оказалось столь неблагоприятным, что рынок значительно отстал от рынков Великобритании и ФРГ.

«Задавленный» рынок

В 1983г. введение фактического эмбарго на импорт видеомагнитофонов из Японии — результат их ввоза лишь через небольшой таможенный пункт вблизи испанской границы — создало нехватку на рынке. К концу года, когда объем поставок вернулся к нормальному, потребители не спешили покупать магнитофоны, поскольку пребывали в нерешительности относительно того, изделия какого стандарта брать. «Сейчас на рынке полный развал, и невозможно сказать, когда начнется развитие,— говорит Мервилль.— Можно считать, что это один из перспективных рынков будущего, но когда оно наступит?»

По статистике во Франции в 1982г. было продано 700 тыс. видеомагнитофонов, а в прошлом, 1983г. эта цифра снизилась на 35%, до 450 тыс. шт.Мервилль считает, что она останется неизменной в 1984г. Для иллюстрации слабости рынка он ссылается на годовой объем сбыта более 2 млн. видеомагнитофонов в Великобритании и около 1,8 млн. в ФРГ.

Фактором, увеличивающим неопределенность в этой области, является предстоящее появление четвертой телевизионной программы во Франции. «К этому можно подходить двояко, — говорит Мервилль. — Люди могут решить, что при наличии дополнительной программы, по которой демонстрируются фильмы и спортивные состязания, им понадобятся видеомагнитофоны для записи тех программ, которые они не смогут посмотреть с эфира. С другой стороны, они могут прийти к мнению, что при таком количестве дополнительных фильмов, показываемых по телевизору, им не понадобится запись. Трудно определить, как будут развиваться события».

К сожалению, пока не предвидится облегчения ситуации для французских фирм — изготовителей бытовой электроники и в отношении высококачественной аппаратуры воспроизведения звука. В 1982г. сбыт такой аппаратуры резко снизился на 17%, а за первые пять месяцев 1984г. — еще на 25%. Если учесть, что системы высококачественного воспроизведения звука имеют лишь 35% французских семей, то видно, что рынок весьма далек от насыщения. В условиях отсутствия путаницы со стандартами специалисты по оценке приписывают такое резкое снижение застою в покупательной способности потребителей и заметному увеличению в сбыте того, что Мервилль называет низкокачественным оборудованием недорогих комбайнов, объединяющих в себе акустическую систему, кассетный магнитофон, ЭПУ и тюнер при общей цене около 400 долл. Большая часть высококачественного воспроизводящего оборудования поступает во Францию из Японии, и симптоматичным для вялого рынка является то, что цены за последние два года остались постоянными, несмотря на существенную девальвацию франка по сравнению с иеной [No.15, pp.102—104].

Родительская статья:

Рынки сбыта в Западной Европе

Выходные данные:

Журнал "Электроника" том 57, No.15 (696), 1984г - пер. с англ. М.: Мир, 1984, стр.82

ElectronicsWeek Vol.57 No.15 July 23, 1984 A McGraw-Hill Publication

ElectronicsWeek Vol.57 No.17 August 06, 1984 A McGraw-Hill Publication

Раздел: РЫНКИ СБЫТА ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Тема:     Западная Европа





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:44 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Support/Archiv/Market/C19840806Elc062.shtml