Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Support/HardWare/TI/M19830519Elc041.shtml

Состояние рынка сбыта домашних компьютеров в США

УДК 681.3:64(73)

Дж. Роберт Лайнбек (J. Robert Lineback)
Далласское бюро Electronics

J. Robert Lineback. Price war shrinks home-computerprofits, pp.96,99

В первой половине 1983 г. в США по-прежнему наблюдалось резкое снижение цен на домашние ЭВМ, а объем их продаж продолжал увеличиваться. Росло число новых фирм, осваивавших производство этих ЭВМ и выпускавших их на рынок. Между изготовителями развернулась острая конкурентная борьба за рынок сбыта. Снижая цены на домашние ЭВМ и сокращая тем самым размер получаемой в настоящее время прибыли, основные фирмы-изготовители расширяют круг пользователей и рассчитывают в дальнейшем получить выигрыш за счет увеличения спроса на программное обеспечение и периферийное оборудование для этих компьютеров.

Характеризуя положение на американском рынке домашних компьютеров спустя ровно полгода после того, как покупатели очень быстро раскупили практически все ЭВМ этого типа, изготовленные в последние недели перед рождеством2{Электроника, 1982, №24, с.4}, можно отметить как позитивные, так и негативные моменты.

Прежде всего это отрадная новость для переживающей спад электронной промышленности. Несмотря на высказывавшиеся опасения, что покупательский бум окажется феноменом одного сезона, объем розничной продажи продолжал уверенно расти и в 1983г. С другой стороны, безусловно неприятно то, что из-за активного снижения цен, проводимого лидерами рынка, размеры получаемой от продажи прибыли значительно сокращаются.

Такая точка зрения четко и ясно была выражена в апреле 1983г. на собрании акционеров фирмы Texas Instruments Inc., где было сказано, что снижение чистого дохода фирмы на 74% в первом квартале 1983г. частично объясняется влиянием конкуренции цен. Далласская фирма серьезно рассчитывает увеличить свои прибыли в 1983г. благодаря выпуску домашнего компьютера модели 99/4А.

В первом квартале фирма TI поставила на рынок свою миллионную домашнюю ЭВМ. Вместе с тем большой неудачей фирмы оказался обнаружившийся скрытый дефект в вилке трансформатора, который продается вместе с машиной. Из-за этого выпуск ЭВМ был остановлен на целый месяц. А сейчас, как говорит президент фирмы Дж. Фред Бьюси, можно ожидать, что новые раунды снижения цен помешают собрать плоды деятельности, развитой фирмой TI во втором квартале.

Хотя, по-видимому, обсуждению политики ценообразования будет уделено большое внимание на июньской летней выставке товаров бытовой электроники, которая будет проходить в Чикаго, это не единственная проблема, стоящая перед американскими фирмами-изготовителями. По мнению обозревателей, наблюдающих за положением дел на рынке, в связи с ростом этой сферы бизнеса в США на рынок домашних ЭВМ выйдет целая новая группа фирм.

Быстрый рост. Сделанный фирмой TI прогноз развития рынка, основанный на цифрах фирмы International Data Corp., показывает, что входящий в состав рынка
Рис.1. Быстрый рост. Сделанный фирмой TI прогноз развития рынка, основанный на цифрах фирмы International Data Corp., показывает, что входящий в состав рынка ЭВМ сектор домашних компьютеров растет быстрыми темпами, даже несмотря на то что снижение цен продолжает уменьшать размер получаемой прибыли. Фирма TI считает, что уменьшение полученной ею в первом квартале прибыли на 74% частично является результатом падения цен.

Часть из них составят традиционные фирмы — изготовители ЭВМ. Так, по имеющимся сведениям, фирма IBM Corp. изучает возможности выпуска недорогого личного компьютера, и специалисты по исследованию рынка считают, что она вполне может выпустить ЭВМ, которая станет новым рыночным стандартом в секторе домашних компьютеров. Ожидается также, что недорогие ЭВМ этого типа начнут продавать в США некоторые японские фирмы. Например, осенью 1982г. фирма Sord Computer Systems Inc. сообщила о планах продажи своей домашней ЭВМ М5 ценой менее 250 долл. Американская фирма Microsoft Corp. (Белвью, шт.Вашингтон) совместно с десятью японскими фирмами-изготовителями разрабатывает международный стандарт на машины ценой менее 250 долл.

Кроме того, перегруженность рынка телеигр также приводит к созданию все новых и новых фирм, вступающих в конкурентную борьбу за рынок домашних компьютеров. Этот процесс стимулируется растущей заботой родителей о том, как исподволь научить своих детей «компьютерной грамоте», привить им интерес к работе на ЭВМ.

И все-таки основной причиной для беспокойства сегодня остается конкуренция цен. Целый ряд потенциальных изготовителей домашних ЭВМ решил отказаться от их производства или отложить его до тех пор, пока не закончится кампания ускоряющегося падения цен.

Борьба за снижение цен. Война цен началась в августе 1982г., когда изготовители, стремясь обеспечить себе более высокую долю на рынке в последнем квартале 1982г., стали неоднократно уменьшать предлагаемые пониженные розничные цены. В отличие от более дорогих личных компьютеров, снабжаемых накопителями на гибких магнитных дисках (НГМД), для которых появились стандартные операционные системы, каждая серия домашних ЭВМ имеет свою собственную архитектуру. Владельцы домашних компьютеров ценой менее 500 долл. зависят от фирм-изготовителей, так как в основном только от них они могут получить кассеты с записью программного обеспечения и периферийное оборудование.

Делая ставку на увеличение числа пользователей, изготовители идут сейчас на риск. При этом они исходят из того, что меньшие чистые доходы сегодня обернутся для них более прибыльными продажами завтра. Вместе с тем многие из них полагают также, что снизится и себестоимость их продукции.

«В основе такой стратегии ценообразования лежит ориентация не на достижение предельного объема продаж, а на создание выгодного рынка в будущем. Это — самое типичное проявление коммерческой политики, рассчитанной на получение прибыли за счет наращивания установленного парка компьютеров»,— поясняет Клайв Смит, старший экономист-аналитик, занимающийся вопросами бытовой электроники в бостонской фирме The Lankee Group. По оценке Смита, на каждый доллар, уплаченный за центральный процессор, потребителям придется затратить доллар на программное обеспечение и еще доллар — на периферийные устройства.

Проблема программного обеспечения. По общему мнению специалистов, занимающихся изучением рынков сбыта, прибыли от продажи программного обеспечения являются наиболее гарантированными, но у многих из них возникает вопрос, захотят ли потребители вкладывать сотни долларов в системы, построенные на основе процессоров ценой менее 100 долл. «Мы надеемся на резкое снижение цен на этом рынке»,— говорит Норман Вейцер, старший член группы консультантов в фирме Arthur D. Little Inc. (Кеймбридж, шт.Массачусетс), специализирующейся на анализе рынка. По его словам, «это будет рынок для тех, кто способен работать на него дольше всех, лучше всех обеспечен капитальными средствами и может создавать больше продукции».

Вейцер сравнивает становление этого нового сектора рынка изделий бытовой электроники с развитием рынков цифровых часов и калькуляторов, каждый из которых также быстро достиг большого объема. «В некотором отношении это классическая рыночная ситуация»,— указывает он и считает достаточно интересным отметить тот факт, что фирма TI тоже занималась выпуском часов и калькуляторов.

Вице-президент фирмы Future Computing Inc. (Ричардсон, шт.Техас), специализирующейся на исследовании рынка, Билл Аблонди полагает, что то явление, которое он называет гонконгским часовым синдромом, может также произойти в области производства и сбыта процессоров (пультов) домашних ЭВМ, однако получение прибыли от продажи периферийного оборудования и программного обеспечения, по его мнению, по-прежнему останется фактором, стимулирующим активность поставщиков этих средств.

8,2 млрд. долл. Согласно оценке фирмы Future Computing, суммарный объем продаж домашних компьютеров в США превысил в 1982г. 1 млрд. долл. и, по ее прогнозу, в 1987г. достигнет 8,2 млрд. долл. Как полагает Аблонди, в 1987г. продажи аппаратных средств удвоятся и количество проданных процессоров составит 5 млн. единиц.

В настоящее время вопрос состоит в том, приведет ли последующее снижение цен к дальнейшему ускорению темпов закупок. По мнению Аблонди, этого не произойдет, так как через цену в 100 долл., которую он считает критическим психологическим барьером, уже перешагнули два лидера рынка: TI и Commodore International Ltd. (Норристаун, шт.Пенсильвания), а также фирма Timex Corp., выпустившая в продажу машину фирмы Sinclair.

Но самый существенный вопрос, который задают многие фирмы, специализирующиеся в этой области, состоит в том, разделяют ли такую точку зрения сами фирмы GI и Commodore. Фирма Commodore в 1981г. представила образец своего 8-разрядного компьютера VIC-20, для розничной продажи которого была предложена цена 299 долл. После самого последнего проведенного раунда снижения цен и с учетом скидок на продажу в розничных магазинах машина VIC-20 с оперативной памятью емкостью 5К байт может стоить менее 90 долл. Фирма Commodore начала также предоставлять кредит в сумме 100 долл. покупателям, возвращающим при покупке ее старшую 8-разрядную модель 64, цена которой с оперативной памятью емкостью 64К байт равна 595 долл.

Более чем низкий уровень. Когда в 1981г. был представлен образец 16-разрядной ЭВМ 99/4А фирмы TI, на нее была назначена цена 525 долл. при комплектации оперативной памятью емкостью 16К байт. После 1 июня, как только начнет действовать программа, предусматривающая ценовую скидку на 50 долл., эта машина уже будет продаваться по цене менее100 долл. Такая летняя розничная цена будет намного ниже той, которую фирма TI планировала назначить в январе, когда ее отделение Consumer Group сообщило о выпуске машины 99/2, представленной в то время как первая в мире 16-разрядная ЭВМ ценой менее 100 долл. В связи с выпуском более мощной ЭВМ 99/4А, которая также должна стоить менее 100 долл., перспективы производства и сбыта новой младшей модели (99/2) становятся неясными.

Переключение акцентов. Расширяя круг пользователей, фирмы-изготовители надеются, что меньшие прибыли, получаемые в настоящее время от продажи выполняе
Рис.2. Переключение акцентов. Расширяя круг пользователей, фирмы-изготовители надеются, что меньшие прибыли, получаемые в настоящее время от продажи выполняемых в виде отдельных пультов процессоров домашних ЭВМ, впоследствии окупятся с лихвой на формируемом новом рынке. (В состав таких пультов кроме самого центрального процессора входят клавиатура и дисплей.)

Ожидается, что фирма TI вскоре представит 16-разрядную ЭВМ 99/81{Электроника, 1983, №9, «Последние новости»} которая будет рассчитана на тот же круг пользователей, что и машина Commodore 64. В ответ на это фирма Commodore объявила о своих планах выпуска 8-разрядной модели 128/80 с ОЗУ емкостью 128К байт, которая будет стоить 895 долл. Кроме того, фирма Commodore, недавно заключившая соглашение с фирмой Zilog Corp. об использовании в своих машинах ее 16-разрядного микропроцессора Z8000, работает над созданием новой машины — модели 256, которая будет иметь внутреннее ЗУ еще большей емкости. По мнению большинства специалистов, анализирующих конъюнктуру рынка, к концу года борьба за снижение цен охватит также рынок домашних компьютеров ценой 500—1000 долл.

Упорная конкурентная борьба между фирмами TI и Commodore стала главным фактором, вызвавшим замешательство на рынке. Фирма Timex, первой предложившая в 1982г. компьютер по цене менее 100 долл. (это была ЭВМ ZX-81 фирмы Sinclair), снизила цену на нее до менее 50 долл. Но эти машины не выдержали конкуренции на рынке и уступили более мощным ЭВМ фирм TI и Commodore. Фирма Timex планирует в скором времени выпустить на рынок новейшую ЭВМ фирмы Sinclair — машину Spectrum. Она будет продаваться под названием «Модель 2000» по цене 149,95 долл. с ОЗУ емкостью 16К байт и 199,95 долл. при емкости ОЗУ 48К байт.

Готовность фирмы Atari. Предполагается, что после многих месяцев ожидания предприятие Atari фирмы Warner Communications Inc. также откажется от своего метода назначения цен с надбавкой (выше номинального уровня) и начнет снижать цены. Фирма Atari, объявившая в феврале о планируемом переводе своих предприятий по выпуску ЭВМ в Азию для повышения их прибыльности, предлагает сейчас скидку с цены на 50 долл. и одновременно предоставляет бесплатно программное обеспечение также на сумму 50 долл. при продаже своей младшей модели 400, имеющей ОЗУ емкостью 16К байт. Розничная цена этой ЭВМ 299 долл.

«Менее агрессивная стратегия ценообразования может привести к уменьшению доли на рынке, но не обязательно влечет за собой потерю прибылей»,— заявляет Эд Джадж, директор фирмы Radio Shack по сбыту ЭВМ при штаб-квартире фирмы Tandy Corp. (Форт-Уэрт, шт.Техас). Согласно большинству имеющихся оценок, по доле, занимаемой на рынке домашних компьютеров, фирма Tandy переместилась с первого или второго места в 1981г. на пятое в 1983г. Тем не менее, утверждает Джадж, объем продаж ее продукции растет.

«Я полагаю, что мы, по-видимому, будем оставаться свидетелями продолжающейся войны цен до тех пор, пока ее участники не устанут от нее»,— говорит Джадж. И добавляет, что его фирма по-прежнему намерена снижать цены по мере того, как будет уменьшаться заводская себестоимость ее продукции. В рамках того курса, который он называет запланированным стимулированием сбыта, фирма Radio Shack в мае или июне снизит на 100 долл. цену своей 8-разрядной машины TRS-80 Color Computer (с ОЗУ емкостью 16К байт), которая будет продаваться по цене 199 долл. «Мы не стремимся быстро захватить большую долю рынка за счёт отказа от доходов»,— замечает Джадж.

Выходные данные:

Журнал "Электроника" том 56, No.10 (666), 1983г - пер. с англ. М.: Мир, 1983, стр.69

Electronics Vol.56 No.10 May 19, 1983 A McGraw-Hill Publication

J. Robert Lineback. Price war shrinks home-computerprofits, pp.96,99

Раздел: СООБЩЕНИЯ

Тема:     Компьютеры





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:44 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Support/HardWare/TI/M19830519Elc041.shtml