Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Support/HardWare/TI/X19790201Elc088.shtml

Необходима единая государственная политика в области новой технологии — таково мнение президента фирмы TI

Проблемы торгового обмена в области новой технологии между США и странами Варшавского договора продолжают обостряться. Этому в немалой степени способствует отсутствие четкой государственной политики. Такова точка зрения Бьюси, президента фирмы Texas Instruments (Даллас). Он считает, что эти проблемы могут быть решены лишь в том случае, если конгресс, органы исполнительной власти и промышленность примут единое толкование понятия «технология», определят, какая часть технологии является критической для безопасности США, и внесут соответствующие изменения в практику контроля за экспортом. Ниже приводятся выдержки из выступления Бьюси в январе 1979 г. на состоявшемся в Вашингтоне симпозиуме Ассоциации связи и электроники. Точка зрения Бьюси, на наш взгляд, представляется заслуживающей гораздо более широкой аудитории, чем та, перед которой он выступал в Вашингтоне.

Конноли

В течение последних пяти лет наблюдается обострение дебатов по вопросу о степени контроля за экспортом технологии, имеющей военное значение, в страны Варшавского договора. К сожалению, за это время прогресс органов исполнительной власти в отношении как выдачи четких определений, что относится к области критической технологии, так и внесения каких-либо ощутимых изменений в сложившуюся практику контроля за экспортом технологии можно считать минимальным. Упрямое нежелание бюрократического аппарата административного управления пойти на определенные шаги с целью решить данную проблему вызывает растущее беспокойство в промышленных кругах и укрепляет их во мнении, что единственная забота государственных органов — продолжать политику «нулевого» риска» и сверхконтроля за экспортом в социалистические страны.

Изделия — это еще не технология

Для того чтобы выявить существо указанных проблем, необходимо договориться об использовании понятия «технология» в его специфическом значении. Технология — это применение научных данных для проектирования и изготовления изделий и предоставления услуг. Такие изделия представляют собой конечный результат технологии. Сами по себе изделия не являются технологией. Не являются технологией и научные данные. Научная информация представляет собой предмет обмена между специалистами во всем мире и способствует углубленному пониманию природных явлений. Такое положение должно сохраняться и впредь.

В то же время технология представляет собой совокупность научных знаний и производственного опыта («ноу-хау»), которые необходимы для проектирования и изготовления каких-либо изделий. Как правило, такая технология является частной собственностью и бережно охраняется. В современной промышленности с высоким уровнем развития технологии существование любой фирмы и ее коммерческий успех зависят от того, сумеет ли она захватить и удержать за собой определенную долю сбыта на мировом рынке. А этого можно добиться только путем своевременного использования технологии для производства. изделий, на которые на этом рынке имеется спрос. Контроль за экспортом технологии должен распространяться на такие сферы торгово-коммерческой деятельности, в которых «передача» научных знаний и производственного опыта происходит наиболее эффективно. «Обратная разработка» изделий, т.е. их разработка и изучение с целью воспроизведения, не является эффективным способом передачи технологии. К числу эффективных механизмов передачи технологии предприятиям, находящимся под контролем государства, относятся: продажа заводов со сдачей «под ключ», производственных и технических данных, а также лицензий, предусматривающих обширную программу обучения персонала, заключение соглашений о предоставлении консультаций и договора о подготовке технического персонала. В то же время эффективный контроль за передачей важной технологии вовсе не должен быть абсолютным. Назначение такого контроля состоит в том, чтобы затормозить процесс получения такой технологии Советским Союзом и другими странами, на которые этот контроль распространяется.

Как часто бывает в случаях, когда предлагаются важные изменения в политике, возражения возникают потому, что люди не уверены в результатах этих изменений, или потому, что они не осознали необходимости в них, а кто-то преднамеренно ввел их в заблуждение относительно истинных целей требуемых изменений. Возражения отдельных лиц в Федеральном правительстве не учитывают того отрицательного влияния, которое на развитие торговли США с зарубежными странами оказывает существующая практика, когда каждая сделка рассматривается в индивидуальном порядке. В результате имеют место задержки, неопределенность условий и общее разочарование в успехе этого процесса, которое испытывают представители отдельных секторов промышленности и некоторые из наших союзников. Такая практика равносильна излишнему вмешательству в нормальный торговый процесс обмена многими изделиями. При отсутствии четкой политики в данной области обсуждение каждой сделки в индивидуальном порядке на основании прецедентов, имевших место в прошлом, исключает возможность формирования такой политики, а расплывчатая политика — это не политика.

Для того чтобы заручиться поддержкой союзников, мы должны выработать ясное определение понятия «критичная технология». Что же касается не присоединившихся стран, то здесь, если мы не можем обеспечить эффективного контроля за реэкспортом критичной технологии, нам не следует и поднимать всерьез вопроса о том, почему эта технология вообще попала к ним.

Необходимы критерии

Что же касается возражения о том, что для формулирования политики в области экспорта технологии якобы нет необходимой базы, поскольку само понятие «критичная технология» не может быть ни выражено количественно, ни измерено, то позвольте мне отметить, что далеко не все логические выводы могут быть представлены в числовой форме. В тех случаях, когда такая попытка предпринимается, результат часто получается либо субъективным, либо неопределенным. Недостаток результатов количественных измерений лишний раз указывает на необходимость участия высшего руководства в деле формулирования и применения новых принципов в области контроля за экспортом.

Задача, стоящая сейчас перед нами, сводится к переходу к такой политике, которая позволила бы США достичь одновременно двух противоречивых целей: расширить торговлю между Востоком и Западом, особенно в области изделий высокой технической сложности, и в то же время обеспечить сохранение передовой американской технологии с тем, чтобы удержать за собой качественное преимущество в области систем вооружения. Для решения этой задачи необходимо, чтобы министерство обороны сформулировало четкое и реалистичное определение понятия «критичная технология», а США и их союзники приступили к его использованию для эффективного контроля за ее экспортом. Без такого определения нам останутся только общие соображения, которые приведут лишь к обострению разногласий по вопросу о контроле за экспортом [р.58].

Выходные данные:

Журнал "Электроника" том 52, No.03 (555), 1979г - пер. с англ. М.: Мир, 1979, стр.0

Electronics Vol.52 No.3 February 1, 1979 A McGraw-Hill Publication

Раздел: РАЗНОЕ

Тема:     Комментарий из Вашингтона





Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:44 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Support/HardWare/TI/X19790201Elc088.shtml