Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Support/SoftWare/l/GlassRob/04h0002.shtml

Предисловие к первому изданию

Книга называется “Креативное программирование”. Она написана на основании глубокой личной убежденности автора в том, что:
       — создание программного обеспечения — это в первую очередь решение задач;
       — решение задач всегда требует творческого подхода;
       — решать задачи в программировании очень сложно — возможно, сложнее, чем в других видах деятельности;
       — следовательно, решение задач в программировании требует максимально творческого подхода.
       Я начал писать эту книгу из других побуждений. Меня утомили и разозлили многочисленные утверждения о том, что задачи разработки ПО решаются с помощью дисциплины, формализма и количественного подхода. Мой 40-летний опыт практического решения задач программирования и 6 лет научной работы, в течение которых я размышлял о связи этого опыта с тем, что пишут о программировании, привели меня к противоположному выводу: задачи разработки ПО решаются с помощью гибкости, творчества и качественного подхода. Разумеется, для крупных проектов, над которыми работает много людей, дисциплина — это неизбежное зло; и все же я считал, что прогресс осуществляют выдающиеся люди, а не выдающиеся технологические процессы.
       Но стоило мне приступить к работе над книгой и в поисках материалов в поддержку творчества обратить внимание на другие области деятельности, как началась моя собственная одиссея. Я стал замечать, что такое значение дисциплине, формализму и количественному подходу придается не зря. Как бы ни нуждалась какая-то сфера деятельности в творчестве, всюду необходима более формальная основа для его поддержки и укрепления.
       Эта мысль часто проскальзывала в довольно неожиданных местах. В книге, многозначительно озаглавленной “The Discipline of Curiosity” (Дисциплина и любознательность) [Groen 1990]), автор писал: “Наука — не просто любознательность и творчество, это их дисциплинированная форма... Именно странный на первый взгляд союз дисциплины и любознательности обеспечивает научный прогресс. Любознательность творческого ума, заставляющая непрерывно задавать вопросы "как?" и "почему?", и дисциплина, чтобы понять: наука — это часть мира, и она влияет на него”.
       В другой книге, посвященной решению задач [Judson 1980], автор передает свой разговор с Мюрреем Гелл-Манном, открывателем кварков: “Со всяким искусством, если оно заслуживает этого названия, связана некоторая дисциплина. Даже если речь идет не о сонетах, симфонической музыке или классической живописи, а о весьма раскрепощенном современном искусстве, то и там действуют те или иные законы. И задача в том, чтобы донести то, что вы хотите, соблюдая эти законы”.
       И еще, из интервью с виолончелистом Ма Йо-Йо [Shapiro 1991]: “Творчество... не инстинктивно. Скорее это непрерывная борьба дисциплины с интуицией. Дисциплина — годы упражнений, музыкальное образование — основа исполнительского мастерства. Но в какой-то момент музыкант должен довериться своим чувствам...”
       Одна и та же мысль повторялась снова и снова. В науке требуется как дисциплина, так и творчество. В изобразительном искусстве требуется как дисциплина, так и творчество. В музыке требуется как дисциплина, так и творчество. Очевидно, к моему разочарованию, и в программировании также требуются и дисциплина, и творчество!
       Моя одиссея была почти завершена. Теперь я понимал, почему там, где творчество представлялось столь важным для достижения успеха, постоянно вставал вопрос дисциплины. Но тогда возникла новая дилемма: есть ли вообще смысл писать книгу?
       Я перечитал компьютерную литературу, вновь отыскивая те места, где говорилось о дисциплине, формализме и количественном подходе. И снова, несмотря на мою одиссею, во мне поднялось возмущение. Я увидел, что защитники дисциплины и формализма делали ту же ошибку, что и я. Они полагали, что формализм продуктивен, а творчество нет. Совсем, как я, когда считал необходимым условием только творчество, а формализм — помехой.
       Возможно, книгу все же стоило писать! Она могла бы оказаться полезной тем, кто слишком далеко отклонялся вправо, подобно тому как я отклонялся влево, помогая им увидеть, что правильный подход к решению задач расположен где-то между этими крайностями. А тем, кто не был столь предвзят, как мои “оппоненты” и я сам, она могла бы помочь разобраться в сути весьма важной проблемы, существующей в нашей области.
       Мне не понадобилось менять собственные коренные убеждения. Тем не менее пришлось расширить их, включив в них этот “странный союз”, эту “бесконечную борьбу”, взаимодействие между одним существенным компонентом, творчеством, и другим существенным компонентом, дисциплиной. Моя одиссея наконец-то завершилась.
       Мое пожелание и моя надежда — чтобы, читая эту книгу, вы проделали то же путешествие, которое совершил я, и остались довольны тем, что отправились в него.

Роберт Л. Гласе Лето 1994 г.

Ссылки
       Groen 1990 — The Discipline of Curiosity, Elsevier Science, 1990; Groen, Jenny; Eefke Smit; Juurd Eijsvoogel.
       Judson 1980 — The Search for Solutions, Holt, Reinhart and Wmston, 1980; Judson Horace Freeland.
       Shapiro 1991 — “Yo-Yo and Manny”, World Monitor, Aug., 1991; Shapiro Michael.




<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:55 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Support/SoftWare/l/GlassRob/04h0002.shtml