Правильная ссылка на эту страницу
http://az-design.ru/Support/SoftWare/l/GlassRob/04h3000.shtml

Часть III. Краткий обзор творчества в других областях

       Введение
       13. Организационное творчество
       14. Творческая личность
       15. Помощь компьютера в творчестве
       16. Парадоксы творчества
       17. Так было всегда

Введение

Те, кто исследовал творческий процесс, давно
выделили два типа мышления: анализ и синтез.
Иногда латинскому слову cognito, означающему
“я думаю” в смысле анализа или разбора по частям,
противопоставляется intelligo, означающее
“я понимаю” в смысле проникновения в природу явления...
Глядя на мир, мы можем увидеть, чем вещи разнятся
(найти различие) или в чем они схожи (найти аналогию).
В первом случае мы обычно получаем новые категории,
а во втором обычно меняем контекст.
Эллен Дж. Ланджер
“Mindf ulness”, Addison- Wesley, 1989,
печатается с разрешения
Addison-Wesley Publishing Company, Inc.

       Есть что-то завораживающее в программировании. Мы отдаем ему свою энергию, свой талант, свои интересы. Можно всю жизнь заниматься вещами, связанными с программированием, и быть вполне счастливым.
       Но тот, кто направляет свое внимание в одном единственном направлении, через какое-то время начинает понимать, что его кругозор сужается, а рассудительность страдает. Подвержены ли подобному недугу те из нас, кто слишком долго и старательно концентрировался на программировании?
       Думаю, да. В настоящей, третьей, части книги дан краткий обзор творчества в других областях. Из него можно извлечь некоторые полезные уроки.
       Особого внимания заслуживает такая древняя область, как решение задач. Ее история необычна. Хотя решению задач столько же лет, сколько человечеству, и о нем писали на протяжении веков, пришествие компьютеров вызвало новый интерес к этой сфере. В начале 1960-х в области решения задач был проведен ряд примечательных исследований.
       Среди этого нового всплеска интереса к решению задач особый интерес представляют следующие три результата:
       1. То, что мы называем жизненным циклом программ, в действительности представляет собой универсальный метод решения задач (эта тема разрабатывается ниже в главе 17).
       2. По мере роста сложности задач все большее значение приобретают эвристические методы, а формальные методы начинают давать сбой (эта тема разрабатывалась в части I).
       3. Общие методы решения задач, позволившие добиться больших успехов в области компьютерных вычислений к настоящему времени, считаются “слабыми” методами решения задач, а “сильными” считаютсяспециализированные методы (наглядный пример: отворачивание гайки с помощью разводного ключа или ключа на конкретный размер).
       Будучи взятыми по отдельности или вместе, эти три результата предполагают резко различающиеся между собой подходы к практике и исследованиям в области программирования в будущем. Например, в будущем возможны: какие-то изменения в жизненном цикле вместо полного отказа от него; переориентация с формальных методов на эвристические, что существенно противоречит сегодняшним предпочтениям в мире программирования; переход от универсальных общих методов решения к узкоспециализированным — например, к созданию специальных методологий, инструментов, языков или даже компьютеров.
       К чему я клоню? К тому, что выйдя за пределы своей области, мы можем увидеть ее с другой точки зрения, дающей гораздо лучшее представление. При этом можно обнаружить фундаментальные проблемы, связанные с нынешними направлениями развития. Это и составляет цель данной части книги.
       В следующих двух главах мы рассмотрим творчество с точки зрения организации и личных качеств. (Легко представить, что в нынешнем тысячелетии для решения все усложняющихся задач, с которыми мы встречаемся в своей отрасли, потребуются как личные способности, так и новые типы организации.)
       Затем мы рассмотрим вопрос применения компьютеров для расширения творческих возможностей человека в других областях (лучший способ расширить кругозор!). На сегодня результаты экспериментов в этой области вызывают удивление — и разочарование.
       Возможно, это разочарование частично связано с фундаментальными парадоксами в области творчества. Эти парадоксы обсуждаются в следующей главе.
       Наконец, дополнительную перспективу этой части книги, которая и так занята перспективами, придаст повторное рассмотрение темы книги с точки зрения связи между нашими проблемами и опытом, накопленным в других областях. Один из авторов пишет о “классическом противоречии между управлением и творчеством”.
       “Так было всегда”, — говорим мы в главе 17.
       Главная идея данной книги — что в программировании должны сочетаться административные методы и стимулирование творчества — отнюдь не нова. И это, пожалуй, главный урок, который можно извлечь из краткого обзора творчества в других областях.




<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Thursday, 21-Aug-2014 09:10:55 MSK


Постоянный адрес статьи:
http://az-design.ru/Support/SoftWare/l/GlassRob/04h3000.shtml